• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неравный брак

Россiя. 2006. № 29. 10 августа

...Но, как отмечает, к примеру, председатель РСПП Александр Шохин, по целому ряду направлений идет пробуксовка. У нас чересчур длительная система согласований. И наша административная машина - это один из элементов неконкурентоспособного государства, которое напрямую влияет на снижение качества отечественного бизнеса...

Государство и бизнес - две части одного целого. Однако внутри этого целого пока никак не удается создать гармоничные отношения. Государство явно преобладает над бизнесом, и пока что-то не очень заметно, что оно, по крайней мере не на словах, а на деле, пытается как-то изменить ситуацию.

Для повышения конкурентоспособности российских компаний очень важно выстроить правильный диалог бизнеса и власти таким образом, чтобы не предоставлять бизнесу каких-то льготных условий в отношениях с контрольными, надзорными и регулирующими органами, но создать прозрачные отношения между ними. А значит, следует как можно больше процедур по их взаимодействию прописывать прямыми нормами закона, поскольку наше чиновничество чересчур рьяно отстаивает собственные интересы, а не интересы общего дела, понуждая тем самым и бизнес включаться в этот процесс: работать по системе "заносов", "откатов" и других форм поощрения чиновничества за выполнение их прямых обязанностей.
Проблема конкурентоспособности и конкуренции - это широкая проблема. Не случайно одним из основных органов и площадок взаимодействия бизнеса и власти является Совет по конкурентоспособности при председателе правительства. Там обсуждаются многие темы повышения конкурентоспособности и экономики в целом, создания условий для роста эффективности российского бизнеса, отдельных его отраслей. Но, как отмечает, к примеру, председатель РСПП Александр Шохин, по целому ряду направлений идет пробуксовка. У нас чересчур длительная система согласований. И наша административная машина - это один из элементов неконкурентоспособного государства, которое напрямую влияет на снижение качества отечественного бизнеса.
В стране проведена административная реформа. Есть определенные положительные результаты. Наблюдается реальная конкуренция между исполнительными структурами за право выработки и исполнения решений, за доступ к дележу бюджетных денег. Но эффект от преобразований заметно снижается из-за того, что идет запаздывание с выработкой стандартов государственного управления, стандартов оказания государственных услуг, административных регламентов, в том числе принятия и согласования решений.
То есть бизнес не может заранее предугадать все потоки информации, согласования и принятия решений. И по-прежнему субъективизм, личные отношения в системе власти, личные отношения просителя и структуры, принимающей соответствующие решения, остаются "двигателями прогресса". По мнению РСПП, центр тяжести должен лежать именно в плоскости выработки административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг, которые должны быть максимально прозрачными, с использованием электронных технологий. Пора начать претворять в жизнь идею, "электронного правительства" которая была заявлена несколько лет назад. Но она потому плохо идет, что чиновники не заинтересованы, чтобы все было прозрачно и предсказуемо.
Российский бизнес не может не волновать и такой фактор, как несбалансированное присутствие государства в экономике. Его мало в тех сферах и отраслях, где оно обязано присутствовать, устанавливать жесткие правила игры и контролировать их соблюдение, - и наблюдается избыточное присутствие государства в конкурентном секторе экономики. В период благоприятной экономической конъюнктуры, как показывает мировая практика, государство пытается подмять под себя те сектора экономики, те предприятия, которые приносят хороший доход. И в этой связи понятие стратегичности тех или иных отраслей, где государство обязано присутствовать, заменяется понятием их прибыльности. Государственные органы и госкомпании стремятся расширить свои активы за счет частного конкурентного сектора, присваивая высокодоходные, высокоприбыльные виды деятельности, которые изначально должны принадлежать бизнесу. Такое возможно в период благоприятной конъюнктуры. Мировой опыт показывает, что во многих странах волны национализации идут именно в период экономического подъема. Это может привести к тому, что, когда цены упадут, государство начнет массовую реприватизацию приобретенных активов, в том числе чтобы скрыть недостатки своего государственного менеджмента.