• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Самый закрытый и затянутый Бюджетный процесс-2007: очень политическая экономика

BusinessWeek Россия. 2006. № 29. 14 августа

..."В результате повышения расчетной цены на нефть технический дефицит практически исчезает, но только при условии, что правительство оставит неизменным установленный уровень расходов", - говорит главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков...

Работа над бюджетом-2007 затягивается, несмотря на настойчивые просьбы президента к правительству максимально ускорить бюджетный процесс. Министерство финансов только к началу этой недели смогло представить в Белый дом проект основного финансового документа, хотя планировало сделать это 1 августа. Задержку с подготовкой бюджета в Минфине объясняют тем, что Минэкономразвития слишком поздно сообщило о результатах пересмотра экономического сценария на 2006-2009 годы, и минфиновцы физически не успевали к намеченному сроку изменить основные параметры в соответствии с новыми прогнозами коллег. Тем более что в этом году задача Минфина усложняется: он должен разработать трехлетний финансовый план. Дополнительные сложности, по версии представителей правительства, создает фракция "Единой России", которая готовит собственные предложения по увеличению и распределению госрасходов.
Расходная часть бюджета-2007 представляет широкий простор для депутатской фантазии. Согласно трехлетнему финансовому плану, одобренному правительством два месяца назад, расходы в следующем году должны увеличиться на 23,7% в номинальном выражении, а их доля в ВВП достичь 17,5% против 16,4% в текущем году. Экономисты обратили внимание на то, что при планируемом профиците в 4,4% ВВП в бюджете-2007 образуется технический дефицит, поскольку отчисления в Стабилизационный фонд должны составить 5% ВВП. Это означает, что властям для закрытия "дыры" в 160 млрд. рублей придется привлекать заимствования или повышать "цену отсечения" - уровень цен на нефть Urals, при превышении которого налоговые поступления перечисляются в Стабфонд (сейчас этот показатель - $27 за баррель).
В начале августа Минэкономразвития сообщило об очередном повышении прогноза цен на российскую нефть, объяснив это текущей конъюнктурой мировых нефтяных рынков и расчетами ведущих энергетических агентств. Согласно уточненному сценарию экономического развития, базовой для проекта бюджета-2007 будет цена нефти в $61 за баррель (прежний прогноз - $58). Прогноз нефтяных цен на 2006 год повышен с $62 до $66 за баррель. Для экономики это означает повышение оценок объемов экспорта, динамики внутреннего спроса и, соответственно, изменение прогноза роста ВВП: Минэкономразвития с учетом новых ориентиров по нефтяным ценам и итогов развития экономики в первом полугодии увеличило прогноз роста ВВП на 2006 год с 6,1% до 6,6%, а на 2007 год - с 5,7% до 6%.
Для бюджета повышение расчетной цены на нефть означает увеличение доходной, а следовательно и расходной частей. В измененном проекте, который правительство рассмотрит на заседании 17 августа, доходная часть будет увеличена на 183 млрд. рублей. 80-85% этой суммы, по закону, должны быть перечислены в Стабфонд.
"В результате повышения расчетной цены на нефть технический дефицит практически исчезает, но только при условии, что правительство оставит неизменным установленный уровень расходов", - говорит главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.
Надеяться на это, однако, не приходится. Еще до того как Минэкономразвития изменило экономический прогноз, представители "Единой России" предлагали Минфину увеличить расходы бюджета-2007 на 400 млрд. рублей (1,3% ВВП). Затем единороссы несколько умерили аппетиты и объявили цифру в 200 млрд. рублей. Чем закончится первый этап бюджетного торга, сказать сложно, но очевидно, что расходная часть будет проиндексирована на более существенную сумму, чем 30 млрд. рублей.
Кому адресуются дополнительные расходы? Главные претенденты - социальные статьи бюджета и национальные проекты. На данный момент предполагается, что финансирование нацпроектов в следующем году составит 206 млрд. рублей, но, по мнению аналитиков, в процессе обсуждения и исполнения бюджета-2007 расходы на приоритетные проекты президента будут увеличиваться. "Бюджет следующего года - политический документ. Его авторы меньше всего думают об экономической целесообразности своих решений", - считает Евгений Гавриленков.
Именно потребностями политического момента эксперты объясняют решение правительства повысить расчетную цену нефти для бюджета. В прежние годы власти демонстрировали достаточно консервативный подход в области бюджетной политики. Минэкономразвития сознательно закладывало в сценарные условия заниженный прогноз цен на нефть, что позволяло Минфину сдерживать рост госрасходов и отправлять "незапланированные" доходы в виде профицита в Стабилизационный фонд.
В настоящих условиях пытаться "обманывать депутатов" бессмысленно. Угрозы снижения цен на нефть нет, денег в казне много, внешние долги выплачены, приближаются выборы, в экономике масса нерешенных проблем, и пухнущий Стабфонд вызывает все большее раздражение у заинтересованных сторон бюджетного процесса. Поэтому главе Минфина Алексею Кудрину, которого за глаза называют "мистер Нет", становится сложно, по сути, невозможно убеждать коллег в необходимости прежнего консервативного подхода. В течение ближайших лет политическая составляющая в бюджете будет доминировать. Кудрин это понимает и почти перестал сопротивляться наращиванию госраходов.
В определенном смысле правительство даже выигрывает, с самого начала предлагая депутатам реалистичный бюджет. Пусть лучше допдоходы будут поделены в спокойной обстановке сейчас, чем осенью следующего года - в разгар предвыборной кампании. Да и с точки зрения контроля над инфляцией правильнее, чтобы бюджетные траты осуществлялись равномерно в течение всего года, без резких "вбросов" накануне новогодних каникул, провоцирующих инфляционный всплеск в январе.
Но подобная "щедрость" государства, конечно, не может не отразиться на темпах роста цен. В текущем году у правительства и ЦБ еще есть возможность удержать инфляцию в запланированных пределах 9%, хотя ее показатели за июль (0,7% вместо ожидаемых 0,3%) и планы по выделению осенью 127 млрд. рублей на зарплаты бюджетникам заставляют в этом усомниться.
В следующем году на фоне запланированного прироста госраходов в принципе сложно ожидать "существенного снижения" инфляции, хотя Алексей Кудрин и обещал его президенту. По оценкам экспертов, инфляция, скорее всего, останется на уровне 2006 года. Но макроэкономической дестабилизации, которой Минфин пугает своих оппонентов, не произойдет. Увеличение инвестиций в образование, медицину, социальную сферу необходимо, эти деньги рано или поздно принесут отдачу, отмечает Евгений Гавриленков. Государственные расходы в рамках инвестиционного фонда пока слишком незначительны, чтобы их нецелевая растрата могла существенным образом навредить экономике. Если же с их помощью будет построена хоть одна приличная дорога, от этого выиграют и бизнес, и население.
Что действительно тревожит экономистов, так это растущий госаппарат, который требует все больше денег. Количество чиновников в России перевалило за 1,5 млн. человек, финансирование по статье "госуправление" по сравнению с 2000 годом увеличилось в 3,5 раза - с 0,3% ВВП до 1,1 %, в то время как расходы на социальную сферу снизились с 2,8% ВВП до 2,4%. Сегодня средняя зарплата госслужащих на 70% превышает среднюю зарплату работников образования, при этом производительность и качество работы чиновников неуклонно снижаются, что наглядно демонстрирует текущий бюджетный процесс, который наблюдатели уже назвали самым затянутым и закрытым за последние годы.

[Графические материалы:
Навстречу выборам
Рост расходов и снижение инфляции несовместимы

Материал доступен в бумажной версии издания.]