• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюджет предвыборных расходов

Газета.Ru. 2006. № 18:35. 14 августа

...«Наша денежная политика – это по сути конвертация приходящей в страну валютной выручки, – говорит главный экономист ИК «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков. – Бюджет на будущий год предусматривает рост расходов около 24%. Это неудивительно, ведь следующий год – предвыборный...

Алексей Кудрин недоволен своей работой. 15 июля Минфин вносит в правительство бюджет на 2007 год – дефицитный впервые за много лет. За день до этого министр финансов открестился от последствий такой политики: он опубликовал статью, в которой назвал увеличение госрасходов губительным для экономического роста.

Министр финансов Алексей Кудрин в понедельник обрушился с критикой на экономическую политику правительства. Она такова, что даже «дальнейший рост цен на нефть не позволяет надеяться даже на сохранение ранее достигнутых темпов прироста ВВП», говорится в статье, которую министр финансов опубликовал в журнале «Экономическая политика».
«Ускорение темпов экономического роста в РФ требует существенного расширения инвестиционной активности, однако российское правительство своим стремлением к увеличению государственных расходов отодвигает достижение этих задач», – объясняет Алексей Кудрин.
Министр считает, что в России есть «очевидные резервы ускорения экономического роста». Но они не задействованы, так как «в экономической политике правительства расставляются неправильные акценты на использовании различных механизмов ускорения развития, более того, иногда делаются неверные шаги, замедляющие экономический рост». К таким шагам министр относит повышение с 2006 года ставки отсечения для наполнения стабфонда с $20 до $27 за баррель и решение кабинета министров использовать доходы от нефти на увеличение выплат бюджетникам и госинвестиции.
Для наращивания темпов экономического развития Кудрин предлагает расширять инвестиционную активность – но частную, а не государственную, модернизировать промышленный сектор, бороться с инфляцией. Эти меры, по мнению главы Минфина, требуют очень умеренных темпов роста государственных расходов – не выше темпов прироста экономики, а при снижении налогов – еще меньшего прироста расходов.
Тем не менее, бюджет, который будет предложен Минфином на рассмотрение правительства в ближайший четверг, основан на принципах, противоположных тем, что высказывает глава финансового ведомства.
Его расходная часть еще больше увеличилась.
Впервые проект федерального бюджета-2007 был озвучен в июне. При прогнозе цены на нефть в $58 за баррель доходы в 2007 году с учетом поступлений в Стабфонд устанавливались на уровне 6,609 трлн рублей, а расходы – 5,262 трлн рублей. Формальный профицит составил бы 1,346 трлн руб. Однако, если вычесть средства от продажи нефти, напрямую перечисляемые в Стабфонд, оказалось, что расходы в будущем году превысят доходы. В бюджете-2007 впервые за много лет предполагался изрядный дефицит – 170,4 млрд рублей.
Но вопрос сбалансированности бюджета, казалось, не очень волновал министров. На заседании, где рассматривались проектировки, звучали не опасения превысить расходы, но дополнительные требования о выделении денег.
На «нулевом» чтении бюджета-2007 в Госдуме, которое состоялось 11 августа, депутаты еще попросили увеличить расходы на 200 млрд рублей сверх плана. Минфин согласился на 100 млрд рублей. Дополнительные средства будут выделены на строительство метро, адресные инвестиционные программы, в дорожный фонд и на межбюджетные отношения.
Тем не менее ожидалось, что для второго обсуждения правительство получит более уравновешенную версию бюджета. «Несбалансированность бюджета за 2007 год можно снять за счет пересмотра социально-экономического прогноза в части нефтяных цен и перераспределения остатков на счетах бюджетополучателей (150 млрд рублей), а в 2008–2009 году – за счет уточнения доходной части и улучшения сбора доходов», – обещал Алексей Кудрин. Однако во второй версии бюджета дефицит остался, хотя Минэкономразвития и повысило прогноз цены на нефть на следующий год до $61 за баррель. Чтобы покрыть разницу между доходами и расходами бюджета, Минфину придется нарастить внутренний долг.
Эксперты полагают, что дефицит бюджета обусловлен не столько экономической стратегией, сколько предстоящими думскими и президентскими выборами. «Наша денежная политика – это по сути конвертация приходящей в страну валютной выручки, – говорит главный экономист ИК «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков. – Бюджет на будущий год предусматривает рост расходов около 24%. Это неудивительно, ведь следующий год – предвыборный.
Когда Минфин представил первую версию бюджета, который предполагал 15% рост расходов, я был очень удивлен их смелостью. Но политические соображения взяли свое. В дальнейшем, я думаю, расходы снизятся».