• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фабрика цифр Точность. Классики советской сатиры утверждали, что статистика знает все.

Финанс.. 2006. № 032. 21 августа

Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев: "Сами происходящие у нас экономические процессы несколько иные: есть явления, которых нет в других странах в таких масштабах. Один из простых примеров - челночная торговля. Здесь требуются некоторые специфические подходы и методы, в том числе довольно большие объемы дооценок, корректировки статистических показателей, тех же поправок на неформальную, теневую экономику".

Современные экономисты поправляют: все, что можно разглядеть сквозь призму методологии и вопреки нежеланию бизнеса попадать в статистику.

Опрошенные "Ф." экономисты признают, что за постсоветский период российская статистика достигла многого. "За последние полтора десятка лет она сделала грандиозные шаги на пути реформирования, - говорит заведующий сектором экономической статистики Бюро экономического анализа Андрей Косарев. - Была внедрена совершенно новая методология, соответствующая рыночной экономике. Например, статистика цен в России была не просто перестроена, а практически создана заново. Другое важное достижение - это система национальных счетов (СНС). Она пришла на смену методологии баланса народного хозяйства, использовавшейся при плановой экономике. Ставший знаменитым ВВП - это один из показателей СНС".

Неполные счета. "Официальные методы расчетов важнейших экономических показателей, в том числе ВВП, инфляции, иностранных инвестиций, соответствуют рекомендациям международных организаций, а корректность расчетов периодически проверяется экспертами МВФ", - соглашается заведующая лабораторией структурных проблем экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Ольга Изряднова. Однако она отмечает, что в России все же существуют проблемы расчетов ВВП. "Они связаны с тем, что российские статистики чаще по сравнению со своими коллегами из развитых стран вынуждены в своих оценках основываться не на результатах статистических наблюдений, а на мнениях экспертов. Так, в России с 1995 года не составляются таблицы "Затраты - выпуск" (межотраслевой баланс производства и распределения продукции в экономике). Это не позволяет статистикам согласовать результаты многочисленных статистических наблюдений и расчетов между собой. Росстат уже несколько лет просит выделить необходимые ресурсы на проведение этой работы, но инициатива до сих пор не поддержана. Составление таких таблиц есть критерий качества национальных счетов, а значит, и надежности оценок ВВП. Кроме того, в России не составляется баланс активов и пассивов - единственный надежный инструмент, позволяющий измерить национальное богатство страны", - отмечает Ольга Изряднова.
"Методология СНС в России внедрена, хотя и не до конца, - признает Андрей Косарев. - У нас пока одни отрасли статистики продвинулись дальше в своей методологии, другие меньше. И когда национальные счета берут данные двух таких отраслей и начинают увязывать их между собой, выясняется, что цифры методологически не всегда соответствуют друг другу. Поэтому на повестку дня выносится вопрос консолидации: производство данных в каждой отрасли статистики должно быть ориентировано в том числе на потребности СНС, которая представляет собой всеобъемлющее описание экономики. Когда все цифры будут соответствовать единому критерию, установленному рамочной методологией, это повысит качество данных в целом".
Между тем принятая в 1993 году СНС уже не вполне соответствует экономическим реалиям. В ней не описаны некоторые явления, которые возникли в середине 90-х и позднее, например активное развитие рынка мобильной связи. Рекомендации о том, как новое в экономике должно отражаться в статистике, выработаны, но пока они существуют как дополнения к СНС-93 и должны быть внести в методологию официально. Сейчас международные эксперты занимаются подготовкой обновленной версии СНС, и ожидается, что она будет готова в 2008 году. По словам руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстата) Владимира Соколина, в результате пересмотра методологии абсолютная величина ВВП России вырастет сильнее, чем во многих других странах (стр. 15).

Цифры в дефиците. Переход к новым стандартам, будучи сам по себе благом, иногда все же оставляет вопросы. Так, в прошлом году Росстат заменил старый классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Необходимость этого нововведения не вызывала никаких сомнений: ОКОНХ реальному положению дел в экономике давно не соответствовал. СССР старался поддерживать репутацию промышленной державы, поэтому в промышленность включали, например, лесозаготовки и рыбную ловлю. Это делало структуру российского ВВП несравнимой со структурой в других странах. Внедрение ОКВЭД решило эту проблему, но создало и новую. Дело в том, что Росстат рассчитал данные по новому классификатору только на три года назад. "Дальше новые временные ряды прерываются, этой статистики просто нет, а та, которая есть, несопоставима методологически, - отмечает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - Это серьезная проблема, поскольку для того, чтобы строить прогнозы, надо проводить глубокий анализ долгосрочных рядов".
Ольга Изряднова отмечает, что в России не проводятся крайне необходимые статистические наблюдения. "Так, последняя перепись малых предприятий была организована в 2000 году, а переписи предпринимателей без образования юридического лица вообще не проводились, - сетует эксперт из ИЭПП. - А ведь малый бизнес - это растущий сектор экономики, и важно правильно учитывать его вклад в ВВП и другие макроэкономические агрегаты".

Объекты ненаблюдения. Одна из главных трудностей расчета экономических показателей в России - большой масштаб того, что сами статистики называют "ненаблюдаемой экономикой". Она разнообразна и включает вопреки расхожим представлениям не только преступную деятельность. Сюда входят операции, связанные с сознательным сокрытием хозяйственной деятельности, производство товаров и услуг домашними хозяйствами для собственного потребления, а также неформальный сектор - законное, но официально не зарегистрированное производство (от бабушки, торгующей связанными ею носками до личного подсобного хозяйства, на котором может прокормиться большая семья). "Сами происходящие у нас экономические процессы несколько иные: есть явления, которых нет в других странах в таких масштабах. Один из простых примеров - челночная торговля, - отмечает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. - Здесь требуются некоторые специфические подходы и методы, в том числе довольно большие объемы дооценок, корректировки статистических показателей, тех же поправок на неформальную, теневую экономику. Здесь, на мой взгляд, наблюдается определенный прогресс, происходит совершенствование используемых методологий. Хотя, безусловно, какие-то претензии можно предъявлять хотя бы потому, что тут существенно выше доля неопределенных величин".
"Российская статистика неплохо умеет оценивать ненаблюдаемую экономику в том, что касается производства домашних хозяйств, - считает Андрей Косарев. - Есть досчеты и на теневую экономику - то, что предприятия прячут от налогов. А вот незаконная часть ненаблюдаемой экономики в России недосчитывается официально и сознательно. Я считаю, что это правильно, поскольку не существует надежных методических приемов и соответствующей базовой информации".
Ненаблюдаемую экономику в Росстате досчитывают по международной методике (в ее разработке, кстати, участвовали и российские специалисты). Масштабы получаются внушительные: добавленная стоимость, созданная домашними хозяйствами, составляет примерно 12% ВВП. Что касается теневого сектора, то он, по мнению специалистов Росстата, наиболее сильно искажает показатели оплаты труда: зарплата "в конверте" остается распространенным явлением. "По нашим оценкам, в общем объеме фонда оплаты труда она составляет примерно четверть", - сообщили "Ф." в федеральной службе.

Невидимые инвесторы. Большая проблема статистики связана с тем, что бизнес не особенно стремится в нее попасть. Компании и банки должны предоставлять данные для целей статистического учета, ответственность за уклонение от этой обязанности прописана в административном кодексе. Однако практика показывает, что перспектива быть наказанными далеко не всех пугает. Хорошей иллюстрацией этой проблемы может служить сбор статистической информации для формирования показателя иностранных инвестиций. Им наряду с Росстатом занимается ЦБ (он отслеживает движение иностранного капитала в банковском секторе). Летом прошлого года Институт социально-экономического и инвестиционного проектирования подготовил по заказу Росстата документ, озаглавленный "Методологические рекомендации по актуализации информационных ресурсов государственной статистики по иностранным инвестициям с использованием баз данных альтернативных источников информации". Авторы проанализировали предоставление статистической отчетности 400 крупнейшими российскими предприятиями. По их данным, среди 211 предприятий, не сдавших отчетность по установленной форме, было по крайней мере 15, которые должны были это сделать. В их числе оказались Внешэкономбанк, РАО "ЕЭС России", "Сургутнефтегаз", "Русал", "Аэрофлот", "Вымпелком", "Ростелеком", "Вимм-Билль-Данн", "Метро Кэш энд Кэрри", "Стинол", "Суэк" и другие компании. "На каждое из этих предприятий только с использованием общедоступных источников была получена информация, свидетельствующая об их участии в иностранных инвестициях", - говорится в отчете института. Логично предположить, что, если "не сдаются" компании из числа крупнейших, то со средними и мелкими дела обстоят не лучше. Кроме того, авторы документа не исключают предоставление неполной или искаженной информации в статистической отчетности по иностранным инвестициям. "Проверка, или верификация, полученных Росстатом данных не проводится в связи с тем, что ее на практике осуществить фактически невозможно. Указанные факторы являются причиной некорректной величины иностранных инвестиций, отраженной в платежном балансе, а также ограничивают возможности мониторинга инвестиционных потоков", - заключают эксперты.
Проблему неполноты информации, необходимой для оценки трансграничных капитальных потоков, признают и в ЦБ. "Капитал может двигаться в различных формах, и далеко не всегда его движение в денежной форме является самым масштабным, - говорит заместитель председателя Банка России Константин Корищенко. - Скажем, если вы переводите ценные бумаги с одного счета хранения на другой, то, к сожалению, в сегодняшней системе сбора информации о движении капитала это может быть не отражено, потому что в этой части статистический учет идет крайне слабо. Нам не удалось в рамках закона о валютном регулировании наладить систему сбора информации о движении капитала в виде ценных бумаг".
На перспективы совершенствования учета Константин Корищенко смотрит пессимистично. "Если нам это не удалось в тот момент, когда действовали валютные ограничения, сделать то же в условиях их отсутствия будет еще труднее, - считает он. - Тогда мы встретили сопротивление, в том числе и представителей государственных ведомств, которые говорили: "А зачем это нужно?" Но раньше мы хоть могли все обосновать ограничениями на проведение конкретных операций, а сейчас это будет связано только со сбором информации".
***
Страна добрых услуг

Стремление бизнеса заплатить как можно меньше налогов подчас приводит к тому, что статистические цифры, даже подсчитанные в соответствии с принятыми методологиями, могут быть истолкованы превратно. К такому выводу пришел Всемирный банк. В опубликованном в прошлом году Меморандуме об экономическом положении России его эксперты утверждают, что широкое применение трансфертного ценообразования приводит к завышению доли услуг в создаваемой добавленной стоимости и занижению роли нефтегазового сектора. "На добавленную стоимость, произведенную этим сектором в 2000 году, приходилось лишь около 8% ВВП при расчете в ценах производителя, - пишут эксперты Всемирного банка. - Тем не менее, согласно тем же отчетам Госкомстата, только доходы от экспорта нефти и газа равняются примерно 20% ВВП. Официальные цифры показывают, что в России существует хорошо развитая постиндустриальная экономика, в которой объем производства услуг (49% ВВП) превышает объем производства товаров (40%)".

При использовании трансфертного ценообразования часть прибыли или добавленной стоимости в целом переводится из сектора, где они были произведены, в торговлю. "В результате, согласно официальной статистике, почти четверть ВВП и половина всего объема прибыли в экономике производятся торговым сектором. Масштаб данного явления также ясно характеризует сопоставление фонда заработной платы и объема прибыли в национальных счетах. В торговле заработная плата составляет лишь 8% от общей добавленной стоимости, а прибыль - почти 90%; в остальных же секторах экономики фонд заработной платы и объем прибыли в среднем почти равны друг другу", - отмечают авторы меморандума. Пересчитав официальные данные национальных счетов России с использованием уровня торговых наценок в Канаде, Всемирный банк увидел совсем другую структуру добавленной стоимости (см. диаграмму).
***
i
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. СНС - источник информации, необходимой для выработки мер экономической политики. Действующая СНС была разработана экспертами ООН, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР и Евростата и принята в 1993 году.
***
ВЫ КАКОЙ СТАТИСТИКЕ ВЕРИТЕ?

ИГОРЬ ЮРГЕНС, первый вице-президент ИГ "Ренессанс Капитал":
- Готов поверить любой, но при этом любую статистику проверяю. В отношении каких-либо данных четко действует пословица "Доверяй, но проверяй". Конечно, я безоговорочно готов поверить саморегулируемым организациям (СРО), которые отчитываются перед регулируемыми организациями. Но разве сейчас такие есть? В основном базовые цифры основываются на данных, предоставленных банками и различными компаниями. Об этом открыто говорится.

ЕЛЕНА СУПРУН, модельер:
- Раньше я верила государственной статистике. Мне кажется, только она имела вес. Государевы люди серьезно занимались своим делом и отвечали за то, что делали. А разве сейчас еще существует государственная статистика?



ПАВЕЛ БУРЕ, хоккеист:
- Официальной, и надеюсь, это значит реальной.

НИКОЛАЙ МАКСЮТА, губернатор Волгоградской области:
- Статистические данные должны быть в одних руках - в руках государства. Именно государственные статистические управления в силах отследить и выдать данные по всем показателям. Коммерческие же организации в состоянии предоставлять данные только по уже опубликованной информации. Поэтому такая статистика может быть искажена.

МИХАИЛ ОДИНЦОВ, председатель комиссии по естественным монополиям Совета Федерации:
- Не задумывался, но, скорее, тем данным, которые даются в СМИ. Как правило, если меня эти данные не касаются, то есть не затрагивают моих жизненных и финансовых интересов, я ими не интересуюсь. А если мне что-то необходимо, то обычно я все нахожу в официально опубликованных источниках. Думаю, они достаточно верны.

НАТАЛЬЯ КОМАРОВА, председатель комитета по природным ресурсам Госдумы:
- По образованию я экономист, поэтому могу оценить любую информацию на степень достоверности, которая сейчас у всех разная. К счастью, я могу реально воспринимать разные статистические данные. Как правило, беру несколько источников, в том числе и неофициальные, и пытаюсь вычленить из них наиболее реальные.

***
Лукавые цифры
Политики любят блеснуть знанием статистики, но не всегда умеют ее корректно использовать. Так, президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что доля расходов России на оборону в ВВП сопоставима либо чуть меньше, чем у других ядерных держав, к примеру у Франции или Великобритании. "А в абсолютных цифрах... они в два раза меньше, чем у этих стран", - заявил президент. Однако, по словам руководителя фонда "Институт экономического анализа" Андрея Илларионова, люди, готовившие информацию для послания, подвели президента с цифрами. "Российские расходы на национальную оборону в 2005 году составили чуть больше 3% ВВП, в Великобритании - 2,77%, а во Франции - 2,05% ВВП", - заявил экс-советник Владимира Путина в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Что касается абсолютных величин, то сопоставлять их, пересчитывая по обменным курсам, некорректно, правильнее использовать паритет покупательной способности (ППС). "Для того чтобы сделать более или менее адекватное сопоставление военных расходов у нас и у них, необходимо как минимум пользоваться ППС для военного снаряжения, - считает Андрей Илларионов. - Это вещь довольно сложная, тем не менее, она может быть проведена. Можно использовать паритеты в целом для ВВП - как угодно". Если это сделать, то, по словам эксперта, выяснится, что военные расходы России в 2005 году по самым заниженным паритетам (ППС в ценах 2002 года) составили примерно $45 млрд, во Франции - $36 млрд (на 20% ниже, чем в России), в Великобритании - $52 млрд (больше, но не в два раза, а примерно на 15%). А еще нужно учесть, что российский ВВП значительно меньше, чем во Франции и Великобритании. "Соответственно удельный вес военных расходов для нашей экономики существенно более значим, чем для французской или британской", - отметил Андрей Илларионов.