• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВСЕХ МИЛЕЕ БРЭНД КОЩЕЯ....

Россiя. 2006. № 031. 24 августа

Директор Института социальной политики ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов: "...в России во всех сферах деятельности, связанных с обслуживанием туристов, цены растут быстрее, нежели доходы населения. В частности, за последние два года транспортные услуги, общепит, экскурсионный сервис подорожали в среднем на 27 - 28%"

Все больше россиян предпочитают отдыху на Лазурном берегу Средиземноморья и в тени египетских пирамид культурные развлечения в Великом Новгороде, сплавы на рафтах по рекам Карелии и рыбалку на Байкале.

В Федеральном агентстве по туризму считают, что число желающих отдохнуть душой и телом на родных просторах к концу года вырастет не менее чем на 10%. Основания для оптимизма есть. Например, за первое полугодие поток путешественников в Байкальский регион увеличился на 12,5%, а в Новгородскую область - на 17%. Но всех заткнул за пояс Краснодарский край, где с начала года уже отдохнули 6,5 млн. человек, большая часть которых являются нашими соотечественниками. Иностранные туристы в этом потоке составляют не более 10%. Среди 80% гостей, приезжающих в Великий Новгород, кстати, тоже российские туристы.
Руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский объясняет бурное развитие внутреннего туризма не только неожиданно проснувшимся интересом россиян к достопримечательностям родины и любовью к экстремальному отдыху, но и сменой отношения властей регионов к туристической отрасли. По его словам, главы регионов, наконец, поняли, насколько велик потенциал и каким прибыльным может быть этот бизнес. И начали вкладывать немалые средства в его развитие. Именно поэтому в регионах сейчас развивают инфраструктуру, налаживают сервис, проводят рекламные кампании.
Первый вице-губернатор Краснодарского края Александр Ремезков признается, что в регионе в последние годы особенно активно проводится политика жесткого контроля качества услуг, предоставляемых туристическим сервисом. "Мы стараемся создать туристический кластер, в который должны входить не только объекты размещения, но и объекты показа, целый ряд элементов транспортного комплекса, пакетного предоставления услуг (в них входят не только проживание, но и переезд и трансферт). Именно такие туры наиболее популярны у наших туристов при поездках за границу", - говорит он. В регионах и, в частности, в Краснодарском крае учатся у зарубежных стран, являющихся туристическими мекками: Испании, Турции, Болгарии. А чтобы ни у кого не возникло подозрений в тщетности этих усилий, Ремезков сообщил, что с начала года налоговые поступления от туризма в бюджет края возросли на 3 млрд. рублей (рост по сравнению с первым полугодием 2005 года составил 37%).
В целом деньги тут крутятся немаленькие. Так, по данным Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), оборот рынка внутреннего туризма в прошлом году составил около $ 16 млрд. Могло быть гораздо больше, если бы не мешала неистребимая тяга россиян загорать на пляжах других стран. Не то чтобы там песок мягче, море лучше и солнце ярче. Побывать за границей, пусть даже это будет Болгария, получить качественные услуги по доступным ценам - вот главный стимул для туристов, выезжающих за рубеж. По словам директора Независимого института социальной политики ГУ-ВШЭ Сергея Смирнова, "в России во всех сферах деятельности, связанных с обслуживанием туристов, цены растут быстрее, нежели доходы населения. В частности, за последние два года транспортные услуги, общепит, экскурсионный сервис подорожали в среднем на 27 - 28%". За рубежом другая ситуация. "Стоимость зарубежных туристических продуктов достаточно стабильна, а кое-где даже снижается за счет оборота операторов и субъектов туриндустрии", - отмечает Сергей Смирнов. В итоге отдых в России обходится дороже, чем зарубежный. Так, средний тур внутри страны стоит 20 тысяч рублей, за рубежом - 18 тысяч. К тому же отечественный уровень сервиса оставляет желать лучшего.
Чтобы отвадить россиян от прелестей заграничного отдыха, в регионах строятся гостиницы, растет количество дополнительных услуг и качество обслуживания гостей, строятся аквапарки, открываются новые рестораны и кафе. Однако, понимая, что этого недостаточно для того, чтобы завлечь избалованного зарубежным отдыхом туриста, в регионах изобретают диковинные программы. Например, предлагается совершить поездку на джипах по маршруту Чингисхана в забайкальских степях с выездом в Монголию или увидеть то, что осталось от лагерей ГУЛАГа на Колыме. В Тверской области, которая, по словам ее губернатора Дмитрия Зеленина, "готова в ближайшее время встать в один ряд с такими признанными центрами туризма, как Московская и Владимирская области", решили отдыхающих заманивать... сказками. Неподалеку от областного городка Старица нашли пещеру, в которой обитал Кощей Бессмертный. Теперь власти намерены развивать местный туризм с использованием "сказочного брэнда". Губернатор области сообщил, что, в частности, туристам будет предложена экскурсия в пещеру Кощея. Кроме того, на старинном гербе города Старица изображена горбатая старуха с клюкой. По мнению местных краеведов, это и есть та самая Баба-яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.
А вот в Самарской области планируют развивать паранормальный туризм. Тольяттинские уфологии говорят, что регион часто посещают инопланетяне и по местам их недолгого пребывания можно водить туристов. В частности, любителям НЛО в рамках туристической программы предлагается проводить на самарских просторах ночи в ожидании инопланетян.
В Иркутской области на берегу Байкала намереваются построить гостиничный комплекс в стиле сибирских острогов XVII - XVIII веков. По мнению авторов проекта, острог идеально впишется в природу Байкала и сможет привлечь туристов как из европейской части России, так и из-за рубежа. Гостей планируется размещать в крепостных башнях. В меню ресторана будут блюда бурятской, монгольской и сибирской кухонь.
По данным ГУ-ВШЭ, количество иностранцев, желающих тратить деньги на отдых в России, с каждым годом неуклонно уменьшается. Так, в 2002 году в нашу страну с туристическими целями прибыло 3,105 млн. иностранцев, а в 2005 году - 2,385 млн. В то же время в прошлом году количество отдыхающих внутри страны превысило 23,1 млн. человек. И это далеко не "потолок". Если помножить смекалку российских организаторов путешествий по России на государственную поддержку туристического бизнеса, то, возможно, для полноценного развития отрасли иностранцы даже и не понадобятся.