• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 11:49. 30 августа

Вывести значительную часть средств из бюджетного процесса – неплохой способ решения «нужных» задач

Алексей Владимирович, министр финансов Алексей Кудрин внес в правительство проект «Методики формирования ненефтяного баланса бюджета России». Методика предполагает замену Стабилизационного фонда нефтегазовым фондом, в который должны направляться не только доходы от НДПИ и вывозных пошлин, но и вообще все доходы так или иначе связанные с нефтью и газом. Бюджет при этом может рассчитывать на помощь из этого фонда в объеме не более 4% ВВП. Естественно бюджет становится дефицитным. К каким последствиям может привести то, что предлагает Кудрин для создания этого нефтегазового фонда?
С одной стороны, предлагаемая операция носит сугубо механический характер. У государства есть два кармана – правый и левый. В один карман поступают доходы от нефти и газа, в другой от всего остального. Можно рассматривать их как собственность одного лица – и тогда все равно, где именно лежат деньги; можно же как разные сущности – и тогда их придется различать. До сих пор интерпретация была первой, теперь же Минфин предлагает считать карманы разными.
По сути же предлагаемые изменения означают, по крайней мере, две вещи. Первое – правительство признается и народу, и самому себе, что не будь нефти, государство сводило бы бюджет с дефицитом, т.е. мы с вами чувствовали бы не процветание, а сидели бы на очень скудном пайке. Второй, более существенный момент, состоит в том, что до сих пор все, что реально попадало в государственный карман, оказывалось так или иначе вовлеченным в бюджетный процесс. И каким бы ни было беспроблемным прохождение бюджета и других законов через нынешний парламент, сами эти процедуры несут в себе элемент отчетности, прозрачности, публичности. Если же мы большую часть доходов (причем самых значимых для государства) выводим из формального бюджетного процесса, то распоряжение ими оказывается не таким прозрачным. Не то чтобы прозрачным его сделать нельзя, но, по-видимому, управление этими деньгами будет происходить по каким-то другим принципам, отличным от того, что принято во всем мире понимать под бюджетным процессом. По сути, государство может получить дополнительные возможности для переброски средств из одной статьи в другую статью для финансирования нужных ему программ – как экономических, структурных, инвестиционных, так и политических – например, поддержка дружественных нам государств, политические акции, партийное строительство. Макроэкономические последствия подобной меры, конечно, тоже будут наблюдаться: бюджет будет в меньшей степени зависимым от колебания нефтяных цен и валютных курсов, и будет лучше отражать состояние и потребности базовых отраслей экономики и социальной сферы. Но на мой взгляд, эти соображения являются вспомогательными по сравнению с желанием правительства изменить процедуры управления основными доходами государства, которое во всяком случае в накладе от этого не останется.