• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сможет ли Россия взыскать долги?

Маяк. 2006. № 15:15. 30 августа

В свое время Советский Союз щедрой рукой раздавал деньги развивающимся странам, и сейчас эта сумма составляет 69 миллиардов долларов. Кто они, должники России, есть ли у нас шанс получить свои деньги обратно, каковы схемы зачетов и возвратов, какую часть средств мы должны списать в соответствии с международными договоренностями? Обсудим это с экспертами. Гости «Маяка» - Андрей Загорский, профессор МГИМО и Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков Государственного университета - Высшей школы экономики.

В свое время Советский Союз щедрой рукой раздавал деньги развивающимся странам, и сейчас эта сумма составляет 69 миллиардов долларов. Кто они, должники России, есть ли у нас шанс получить свои деньги обратно, каковы схемы зачетов и возвратов, какую часть средств мы должны списать в соответствии с международными договоренностями? Обсудим это с экспертами. Гости «Маяка» - Андрей Загорский, профессор МГИМО и Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков Государственного университета - Высшей школы экономики.

- Кто нам должен те самые 69 миллиардов долларов? Как можно разделить эти страны - должники?
ЗАГОРСКИЙ: Список стран довольно большой, хотя есть крупные, есть мелкие должники. Список этот возглавляет Ирак с суммой долга более 9 миллиардов, который накопился в основном в советский период времени в первую очередь из-за поставок оружия Ираку. Причем крупнейшие наши должники находятся преимущественно вне стран СНГ, среди них такие страны, как Китай - почти 1,5 миллиарда долларов, Корейская Народно-Демократическая Республика - больше 4 миллиардов долларов.
- Индия - миллиард долларов.
ЗАГОРСКИЙ: Да, Индия - около миллиарда долларов. Такие страны, как Вьетнам, Алжир. Причем это уже не только старые долги, в большинстве случаев (и по Китаю, и по Индии, и по Вьетнаму) это новые долги, поскольку кредитные линии открывались для строительства объектов в этих странах, прежде всего энергетических. И здесь поэтому надо делить на долги старые и долги новые, потому что и возможность возврата их совершенно разная. Сумма долгов по странам СНГ на общем фоне в 69 миллиардов смотрится достаточно скромно, это примерно 3,5 миллиарда долларов, и, безусловно, эти страны не главные должники России сегодня.
- Вы назвали такие крупные страны - заемщики. Но при этом сейчас правительство внесло в Государственную Думу проект бюджета на 2007 год, и там есть в приложении такая строка: страны, которым правительство России имеет право списать долги в наступающем году. Это Республика Бенин, Республика Бурунди, Гвинея-Бисау, Замбия, Конго, Мадагаскар, Мозамбик - беднейшие страны Африки. Какова сумма их долга? И почему мы им списываем долги, а не ждем, когда, может быть, они поднимутся на ноги?
ЯКОВЛЕВ: Насколько я помню, там сумма порядка 1 миллиарда долларов по тем странам, которые сейчас включены в приложение к бюджету. В принципе в рамках переговоров с «восьмеркой» речь шла о списании со стороны России долгов подобным странам на сумму порядка 11 миллиардов долларов. И очевидным образом это уже не экономическая, а политическая акция, когда Россия в рамках «восьмерки» пытается выступать как еще одна великая держава и тем самым демонстрировать, что мы тоже можем что-то кому-то давать.
- В данном случае мы выполняем свои обязательства как страна, которая входит в клуб развитых.
ЯКОВЛЕВ: Да, и тем самым подтверждаем свою принадлежность к этому клубу.
- Есть долги, которые делали правительства других стран, есть долги, которые делали коммерческие структуры, есть долги, которые делали банки, и т. д. Какова структура этого долга, в подавляющем большинстве кто у нас одалживал деньги?
ЗАГОРСКИЙ: Это преимущественно правительственные долги, особенно что касается долгов советских. Поскольку в подавляющем большинстве случаев схема была довольно простая: у нас закупали либо оружие, технику, либо речь шла о строительстве крупных промышленных объектов - строительстве силами тогда советских, сейчас российских предприятий, - и под реализацию соответствующих договоренностей правительство выделяло кредит, который в ту страну, как правило, не уходил, из этих денег оплачивалась работа соответствующих наших предприятий здесь, но эта сумма подлежала возврату. В большинстве случаев постепенно эти кредиты списывались, и в советское время достаточно активно. И большинство тех стран, которым мы можем списывать долги, это страны, которые 20 лет назад мы называли странами социалистической ориентации, которые просто-напросто под такую вывеску, под свои определенные проекты получали деньги в Советском Союзе и фактически под конец их не отдавали. Поэтому значительная часть этих долгов, и особенно тех, которые мы списываем сегодня, это долги, как правило, невозвратные. Хотя было много схем, начиная с 1990-х годов, продавать эти долги, торговать ими где-то и так далее. Но шансов получить их назад практически не было.
- Страны, которые кредитовал тогда Советский Союз, это бывшие страны соцлагеря. С другой стороны, сейчас экономика во многих из этих стран развивается довольно бурно. Назвать Китай страной бедной, которая не может отдать свои долги, наверное, язык не повернется ни у кого из мирового сообщества. Как будут складываться наши отношения с Китаем в плане возврата долгов?
ЯКОВЛЕВ: Я бы не считал Китай страной богатой, все-таки Китай объективно страна пока бедная. Они быстро развиваются, у них есть большой потенциал, но пока они на самом деле достаточно бедная страна. В том числе это обеспечивает им конкурентоспособность на мировом рынке за счет очень дешевой рабочей силы.
В отношении схем. Вы совершенно правы, те страны, которые развиваются, - это не только Китай, это Индия, тот же Вьетнам, - они могут отдавать долги, но они тоже пытаются, понимая сложность этой ситуации, в которой России сложно давить на них, они пытаются предлагать свои схемы, в частности, возврата этих долгов поставками товарных ресурсов. Допустим, тот же Китай охотно предлагает свои различные товары, тот же китайский ширпотреб. С той же Индией, насколько я знаю, переговоры велись и ведутся о поставках продовольствия из Индии. На самом деле это фактически вариант бартера, это не есть в прямом виде возврат долга.
- Кроссовки в обмен на долг.
ЯКОВЛЕВ: Да. Но на самом деле иногда лучше получить что-то, чем не получить ничего. Хотя, с другой стороны, эти товары, попадая на российский рынок, должны будут продаваться, и они будут создавать неизбежно конкуренцию продукции отечественных производителей. И здесь тоже есть вопрос, что нам лучше: все-таки подождать до тех пор, пока эти страны смогут вернуть нам деньги, - пусть это будет не сейчас, а через несколько лет, но это будут живые деньги, которые можно будет накопить в том же Стабилизационном фонде, допустим, и использовать на благо будущих поколений, - либо же мы получим сейчас реально не полную сумму, а такой вот товарный эквивалент, который будет оказывать давление на наш потребительский рынок.
- А что касается Индии? Индия нам должна порядка миллиарда долларов, и я прочла такую фразу, что, когда Фрадков приезжал туда с визитом, он договорился о возврате этого долга российскими инвестициями в экономику страны.
ЗАГОРСКИЙ: Если я правильно понимаю, речь идет о том, что - такая схема у нас и в СНГ тоже применялась, хотя не очень успешно - в обмен на долги, накопившиеся в отношениях с этой страной, мы получаем определенные промышленные объекты, которые могут переходить в собственность российских предприятий, которые таким путем выкупают индийские долги. На самом деле схем много, бартер сейчас потихонечку все-таки вытесняется, в том числе и с Китаем он сокращается. Мы должны разделить долги советские и постсоветские, хотя постсоветские тоже разные...
- Большая сумма - это советский долг?
ЗАГОРСКИЙ: Больше 50 процентов долга накопившегося - долг еще советский. Хотя мы частично его раскидали, разбросали, с рядом стран договорились о порядке погашения, с той же Индией. Там сложнее были пересчеты из старых инвалютных рублей в современные валюты. Поэтому просто применяются разные схемы. Но доля валютного возврата тоже постепенно увеличивается. И там, где речь идет о финансировании промышленных проектов, конечно, вероятность возврата долгов намного больше, хотя мы не должны исключать и другого, того, что во всех этих кредитах есть не только экономика, но и политика. Это ставка на развитие отношений с Китаем, с Индией.
- Получается, друзьям простить долг, а врагам напомнить.
ЗАГОРСКИЙ: Не забыть, но закрыть один глаз и где-то искать какие-то варианты, которые позволяют находить общий язык сегодня, с тем чтобы не только не портить отношения политические, но и даже улучшать. Поэтому здесь не только экономика доминирует, здесь очень много политики. Но это все-таки более здоровые долги, чем долги советского периода.

Подробности - в аудиозаписи программы.