• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рамзан Кадыров выбрал свободу Чечня просит Россию восстанавливать ее ультралиберальным экономическим режимом

КоммерсантЪ. 2006. № 166. 7 сентября

...Глава РСПП Александр Шохин напрямую заявил, что против принятия закона. "Я против особых условий для конкретного региона. Негосударственные инвестиции никогда не будут лишними, но стимулировать их эксклюзивными методами неправильно. В законопроекте речь идет об автономизации республики и ее выходе из существующей системы межбюджетных отношений, - пояснил господин Шохин. - Формы поддержки, которые реализуются через бюджет, достаточны для восстановления экономики Чечни. Соседние республики находятся не в лучшем положении, есть опасность, что будет пробита плотина, все начнут требовать себе особых условий"...

Премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров сделал последний шаг к созданию автономии республики в составе России. Парламент Чечни внес в Госдуму проект закона "Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Чеченской республики". В ближайшие 14 лет правительство Чечни хочет быть основным регулятором инвестиционной деятельности в республике. Законопроект предлагает правительству России передать ему часть полномочий для создания ультралиберального экономического режима с целью восстановления экономики Чечни.

Как стало известно "Ъ", проект закона, описывающего режим осуществления любой предпринимательской деятельности в Чечне, парламент республики на днях передал в порядке законодательной инициативы в Госдуму. Законопроект не стоит в плане рассмотрения на пленарном заседании Госдумы, и вряд ли он прошел согласование с Кремлем. Как и предполагал "Ъ", Рамзан Кадыров, полностью контролирующий парламент Чечни, сделал последний шаг к установлению контроля в республике. Законопроект предлагает передать распоряжение недрами Чечни правительству республики. Впрочем, интересно не столько это: Рамзан Кадыров не рассчитывает на популярные в России меры госуправления рынками. Он по крайней мере в теории ставит на либеральный подход в регулировании экономики республики.
Авторы законопроекта заранее понимают, в какой степени проект не соответствует нормам политической корректности в парламенте РФ. "Возможно, некоторые наши предложения, например о налогообложении и таможенных льготах, а также о предоставлении республиканским властям больших прав в распоряжении природными ресурсами, российским законодателям покажутся слишком смелыми, - заявил вчера "Ъ" один из авторов законопроекта, руководитель комитета по бюджету, банкам и налогам народного собрания Чечни Абу-Рашид Закаев, - но мы уверены, что именно в таких условиях в республику пойдут инвестиции, будет активно развиваться бизнес. А это, в свою очередь, позволит значительно сократить траты на республику средств из федерального бюджета". Господин Закаев напомнил, что пока 65% доходов в бюджет составляют налоги с физлиц.
"Эту ситуация надо резко менять, главным источником дохода должен стать частный бизнес, а для его активизации необходимо предпринять нестандартные решения", - заключил господин Закаев, подчеркнув, что такое понимание проблемы будет и у его российских коллег. Депутат отметил, что, разрабатывая законопроект, он и его коллеги консультировались с ведущими российскими экономистами, а также взяли во внимание опыт тех зарубежных стран, которые восстанавливались после военной разрухи, например Германии, Афганистана и других: "Особые условия продиктованы особой ситуацией, в которой оказалась республика после двух разрушительных войн".
Конструкция законопроекта делится на три группы мер, которыми парламент Чечни предлагает запускать инвестиционный механизм в республике. Первая группа - порядок осуществления "целевых" инвестпроектов на территории Чечни, которые республика хочет реализовать по специальным правилам. Он предусматривает изолирование экономического пространства от правил игры в экономике в остальной России. Предусматриваются 14-летние налоговые каникулы (100% освобождения от налогов инвесторов в первые семь лет работы, 50% - в оставшийся период), полное освобождение от таможенных пошлин во всей республике, неприменение к любой продукции чеченских предприятий, в которой доля добавленной стоимости превышает 20% (для электроники и сложной бытовой техники - 10%) "мер экономической политики", спецльготы для банков, участвующих в инвестпроектах. Кроме того, Чечня предлагает не распространять ограничения на работу любых иностранных технических специалистов в республике, ввести упрощенный режим въезда и выезда иностранных рабочих. Вторая группа мер - передача полномочий правительства РФ правительству Чечни в области предпринимательства. Чечня просит передать ей право лицензировать все виды лицензируемой деятельности на своей территории, кроме производства оружия и драгметаллов и в атомной энергетике, банковской и брокерской деятельности, просит дать ей право вести отдельный реестр инвестпроектов. Кроме того, Чечня просит права передавать собственные объекты, а в ряде случаев и федеральную недвижимость и землю, в долгосрочную аренду (до 49 лет) и в управление частным компаниям. Лишь третья группа мер носит ограничительный характер. Правительство Чечни проект предполагает наделить правом согласования регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ограничения миграционных потоков и т. д. Самым дерзким выглядит предложение правительству России согласовывать с правительством Чечни международные экономические договоры, затрагивающие "вопросы Чеченской республики". В целом же, согласно законопроекту, экономические режимы в Чечне и в остальной России Рамзан Кадыров предлагает разделить в той же мере, в какой они разделены в Гонконге и Тайване, с одной стороны, и КНР - с другой.
Отметим, даже выглядящие либеральными политики отнеслись вчера к законопроекту с опасением. Глава РСПП Александр Шохин напрямую заявил, что против принятия закона. "Я против особых условий для конкретного региона. Негосударственные инвестиции никогда не будут лишними, но стимулировать их эксклюзивными методами неправильно. В законопроекте речь идет об автономизации республики и ее выходе из существующей системы межбюджетных отношений, - пояснил господин Шохин. - Формы поддержки, которые реализуются через бюджет, достаточны для восстановления экономики Чечни. Соседние республики находятся не в лучшем положении, есть опасность, что будет пробита плотина, все начнут требовать себе особых условий".
Предсказать судьбу документа в российском парламенте сейчас невозможно - похоже, на этот раз господин Кадыров запросил у России слишком много, по крайней мере вряд ли в Госдуму когда-либо поступали столь либеральные законопроекты. Только сильнейшее политическое давление со стороны Кремля может сделать проект законом, но пока нет никаких оснований полагать, что проект поддерживается Владимиром Путиным. Впрочем, не исключено, что проект и не предназначен к обсуждению, а носит "дипломатический" характер. Не добившись договора о разграничении полномочий между РФ и Чечней, Рамзан Кадыров демонстрирует, что его реальные пожелания, например передача "Грознефтегаза" от "Роснефти" правительству Чечни, куда как более скромны, чем законопроект об особом статусе бизнеса в Чечне.