• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пустить в расход

Итоги. 2006. № 37. 11 сентября

...Александр Шохин, взявший слово первым, констатировал, что проблема "лишних" денег действительно существует и останется в ближайшее время весьма актуальной, поскольку "никто дешевой нефти не обещает". По той же причине российская экономика останется привлекательной для инвесторов, значит, приток иностранной валюты в страну будет расти. В этом пункте с главой РСПП, собственно, никто не спорил...

"Лишние" деньги: тратить их или копить? Если тратить, то сколько и на что? Как и где хранить НЗ - средства Стабилизационного фонда? Некоторое время назад "Итоги" решили выяснить, что думают по этому поводу представители российского бизнеса, и совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей затеяли проект под названием и Бизнес-класс"

За четыре месяца на нашей "Трибуне" выступили шесть видных представителей отечественного делового мира. В некоторых пунктах их взгляды совпадали, иногда - кардинально расходились. Сегодня мы решили подвести итоги дискуссии, а заодно вспомнить, что произошло за последнее время в финансовой жизни страны. Ведь проект мы начали в мае, а летом правительство одобрило проекты федерального бюджета, социально-экономического прогноза и основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ на следующий год. Кроме того, стало известно, как будут управлять средствами Стабилизационного фонда, обнародована идея "ненефтяного" бюджета. На что нацелена экономическая политика сегодня и прислушивается ли правительство к мнению российского бизнеса?
В нашем "консилиуме" приняли участие президент РСПП Александр Шохин, глава ТНК-ВР Роберт Дадли, председатель совета директоров корпорации АФК "Система" Владимир Евтушенков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский (до сенаторского кресла возглавлявший "Моссельпром"), генеральный директор компании Amtel Vredestein N.V. Алексей Турин, а также президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова. Люди все достойные, в бизнесе не первый год, свои компании сумели привести к успеху. Отрасли при этом представлены самые разные - нефтянка, телекоммуникации, высокие технологии, аграрно-промышленный комплекс, шинное производство. В общем, получился "опрос", результаты которого внимания, безусловно, заслуживают.

Лица необщее выраженье
Александр Шохин, взявший слово первым, констатировал, что проблема "лишних" денег действительно существует и останется в ближайшее время весьма актуальной, поскольку "никто дешевой нефти не обещает". По той же причине российская экономика останется привлекательной для инвесторов, значит, приток иностранной валюты в страну будет расти. В этом пункте с главой РСПП, собственно, никто не спорил. Но что делать правительству в этой ситуации? Какую политику проводить? Конечно, никто не придерживался крайних точек зрения: стерилизовать все нефтяные деньги без остатка или, напротив, выбросить их в экономику. Но все же "мнения ученых разошлись", и довольно существенно.
Глава ТНК-ВР Роберт Дадли пережил за свою карьеру три цикла взлета и падения цен на нефть, и ему импонирует идея
"подушки безопасности", а также использования части отложенных средств для выплаты внешнего долга. По его мнению, Россия успешно борется с симптомами "голландской болезни", характерной для нефтегазовых экономик, инфляция под контролем. Признавая, что стабфонд создавался в интересах граждан, глава ТНК-ВР акцент все-таки делает на то, что нужно сохранить кубышку на случай падения мировой конъюнктуры на нефть. Заметим, что точка зрения Дадли, пожалуй, ближе всего к позиции министра финансов Алексея Кудрина.
Владимир Евтушенков и Алексей Турин, в целом не оспаривая разумность стерилизации нефтяных сверхдоходов, высказались за использование части свалившихся на нас нефтедолларов для финансирования инфраструктурных проектов. Владимир Евтушенков заметил, что целый ряд задач уже решается: обозначены стратегические отрасли, определяются кластеры, выявляются конкурентоспособные сектора экономики. По мнению Алексея Пурина, стабфонд в нынешнем его виде нужен для того, чтобы гасить политические риски на почве экономической нестабильности. Но для этих целей денег собрано уже достаточно, и, возможно, пришла пора создать государственную инвесткомпанию, скажем, по сингапурскому образцу. Александр Шохин предложил ввести критерии "насыщенности" стабфонда, а все, что сверх, необходимого тратить на инфраструктуру, дороги, телекоммуникации.
Более решительные требования тратить заначку ради подъема экономики прозвучали в выступлениях Сергея Лисовского и Ольги Усковой. Так, глава компании Cognitive Technologies обвинила правительство в игнорировании отраслевых проектов. А это, по словам Усковой, приводит к резкому увеличению импорта. Рассуждений о "незаработанных" сырьевых деньгах Ольга Ускова не признает, считая, что природа доходов может быть любой, важно распорядиться ими с умом. Сенатор Лисовский не менее категоричен: сегодняшний экономический курс, по его мнению, приводит к тому, что бизнес не может получить средства на развитие из-за неадекватно дорогих кредитов. Он называет такую политику не иначе как издевательством.
Для Сергея Лисовского и Ольги Усковой вопрос, тратить или не тратить, не стоит. Глава Cognitive Technologies уверена, что госинвестиции необходимы в гораздо большем объеме, чем сейчас. Если говорить об IТ-отрасли, то здесь нужен инвестиционный механизм для выращивания компаний, которые слишком малы по мировым меркам, и для помощи в преодолении грани между творчеством и коммерцией. Разговоры о том, что инвестировать не в кого, поскольку лучшие умы покинули родину, она считает несостоятельными и, надо признать, убедительно это доказывает. А Сергей Лисовский не приемлет не только принцип стерилизации средств в стабфонде, но и идею фонда будущих поколений, для реализации которой, по его мнению, мы еще недостаточно богаты.
Таким образом, выяснилось, что в нашем отдельно взятом небольшом бизнес-сообществе спектр мнений примерно такой же, как во власти и в обществе в целом, - от "экономить и откладывать" до "потратить на развитие экономики и решение социальных проблем". К чему же склоняется правительство?

Анамнез и диагноз
Дилемма, перед которой стоит российское правительство, очевидна. Интереснее другое - какой путь оно выбирает?
Если когда-то головной болью финансовых властей была астеническая худоба бюджета, то кабинет второго путинского созыва страдает от чрезмерного полнокровия экономики, которая оказалась не в состоянии переварить лавину дензнаков. В концентрированном виде все это проявляется на стадии подготовки федерального бюджета.
Минфин, посетовав на недостаточную жесткость бюджетной политики, все же был вынужден заложить в бюджет следующего года существенное повышение расходов. Они вырастут на 17, 5 процента в реальном выражении и составят более 5 триллионов рублей. Деваться ведомству Алексея Кудрина, собственно говоря, некуда. Как Минфин может отказаться увеличить финансирование, например, национальных проектов? Развитие аграрно-промышленного комплекса, здравоохранения, системы образования и реализация проекта доступного жилья обойдется на 54 с лишним процента дороже, чем в этом году. На оборонные статьи вместе с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью будет потрачено на 23 процента госсредств больше, чем в текущем году.
Что показательно, быстрее всего растут расходы на экономику - они увеличатся на 50 процентов. Вырастет финансирование АПК, которому будут помогать субсидированием ставок по кредитам, лизингом оборудования. Денег дадут также электроэнергетике и железнодорожному транспорту, где будет компенсирована ликвидация перекрестного субсидирования. Часть пирога достанется индустрии нанотехнологий и производителям элементной базы. Расходы инвестиционного характера составят примерно 696 миллиардов рублей. Они пойдут на различные федеральные целевые программы, в том числе инфраструктурные, демографические, инновационные.
Если добавить сюда отдельно стоящие инвест-фонды на финансирование особых экономических зон МЭРТ и технопарков Мининформсвязи, то перспектива вырисовывается такая: священный ужас Алексея Кудрина перед инфляцией не вызвал понимания у других членов правительства, госрасходы будут расти. За их счет предпринимается попытка вывести из депрессии кризисные сектора экономики и заложить хоть какие-то предпосылки для отрыва ее от нефтегазовой трубы.
Увеличивать расходы министров заставляет, понятное дело, не безрассудство. Как напоминает в своем прогнозе Герман Греф, для экспорта нефти и газа уже не хватает трубы, очевиден недостаток транспортной инфраструктуры, портового хозяйства, энергетическая система перегружена, технологическое отставание вопиющее. Рост экономики, правда, производит впечатление на инвесторов, МЭРТ даже немного повысил прогноз, в этом году он ожидается на уровне 6, 6 процента. Но темпы роста имеют тенденцию к затуханию, поскольку будут снижаться добыча и экспорт нефти. В то же время частные инвестиции пока лишь надувают пузыри на фондовом рынке и рынке недвижимости, где можно быстро и без проблем сорвать банк. Поэтому лечить экономику предполагается с помощью государственного вмешательства.
Требуется, как сказано в мэртовском документе, смена модели экономического развития в 2007-2009 годах. Произнесены даже такие пугающие слова, как "переходный период" и "перестройка" по отношению к финансовой трехлетке.

Эпоха перемен
Разговор на тему борьбы дирижистов и либералов в правительстве, а также о гордом одиночестве министра финансов уже перестал быть таким увлекательным, как поначалу. Тем более что результат ее очевиден - перелом произошел окончательно. Вопрос в том, как кабинет будет совершать обещанные структурные сдвиги и чем обернется очередная эпоха перемен.
Во-первых, повышение темпов инфляции - это реальная угроза. Можно разбираться, какой фактор скажется сильнее - прямые госинвестиции или раздувание текущих расходов, но в том, что дополнительные деньги дадут толчок к повышению индекса потребительских цен, сомневаться не приходится. Министр финансов заранее дал понять, что в следующем году инфляция будет ближе к максимальной величине в 8 процентов, заложенной в прогнозы, чем к минимальным 6, 5 процента. Нынешняя реальность сурова, вряд ли кто всерьез верит в то, что в этом году будет выдержан заданный уровень в 9 процентов. Данные за август оказались шокирующими: вместо ожидавшейся дефляции в 0, 1 процента, Росстат констатировал прирост в 0, 2 процента.
Во-вторых, курс рубля, манипулируя которым, ЦБ пытается инфляцию сдерживать, неизбежно будет повышаться. Можно взять под козырек, когда президент требует жестко бороться с излишним укреплением национальной валюты, лишающим отечественного производителя конкурентных преимуществ, но это практически единственный инструмент в российской ситуации для ограничения роста цен. Лишний раз убедиться в том, что это так, можно было и в начале сентября, когда ЦБ, реагируя на тревожные августовские данные, с помощью интервенций на торгах на ММВБ "уронил" доллар более чем на 8 копеек.
В-третьих, какую роль в экономике на этом этапе предстоит играть Стабилизационному фонду? Сейчас в нем почти
1, 9 триллиона рублей. Потраченные для окончательной расплаты с Парижским клубом средства будут восстановлены до конца года. Наполнение стабфонда зависит только от цены на нефть, но при этом будет увеличиваться доля импорта (такая перспектива заложена в прогнозных документах МЭРТ). В результате изъятие денег из экономики через стабфонд может превысить разумные пределы. Кроме того, размещение средств стабфонда в иностранной валюте (решено, что по 45 процентов в портфеле займут доллары и евро, а 10 процентов придется на английские фунты) и приобретение на них казначейских обязательств иностранных государств с максимально высоким рейтингом хотя и надежно, но малодоходно. Что с финансовой точки зрения не очень здорово. Значит, система управления стабфондом будет пересматриваться. Как именно, пока неизвестно. Появляются разные идеи -отделение части средств в фонд будущих поколений и инвестирование в более доходные инструменты, установление предельной планки наполнения, превращение фонда в государственную инвест-компанию и другие.
Алексей Кудрин смотрит на это дело под другим углом зрения. Все, что происходит в Минфине, говорит о том, что финансовое ведомство в отличие от его оппонентов видит импульс оживления хозяйственной жизни прежде всего в обуздании инфляции. А это в свою очередь должно стимулировать рост частных инвестиций. Для того чтобы лучше контролировать этот процесс, предлагается сформировать нефтегазовый фонд. Кудрин по-прежнему исходит из того, что выброс "лишних" денег в экономику губителен, особенно если учесть непостоянство и непрогнозируемость мировой конъюнктуры на энергоносители. Поданным Минфина, в стабфонде будет законсервировано 74, 4 процента нефтегазовых доходов, но и этого мало. По представлению министра, разумно было бы создать отдельный фонд, куда пойдут все нефтегазовые доходы: не только поступления от пошлин на газ и нефтепродукты, как это происходит сейчас, но также налог на прибыль нефтяных и газовых компаний, акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла, федеральная часть налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, наш бюджет станет "ненефтяным" и при этом дефицитным. При таком подходе недостаток средств по каждой статье придется восполнять трансфертами из нефтегазового фонда.
Замысел понятен. С одной стороны, вроде бы ничего не меняется, кроме увеличения отчислений, но, с другой стороны, "ненефтяной" бюджет заставит более трезво подходить к увеличению расходов, поскольку зависимость бюджета от нефтегазовых денег будет совершенно очевидной. Уже сейчас по неофициальным комментариям, в том числе из Минэкономразвития, понятно, что в качестве руководства к действию правительство эту идею рассматривать не станет, хотя и не откажется отданной схемы, как от некоего ориентира. Причина проста. Чем жестче бюджетная политика изначально, тем труднее будет договариваться с Минфином.
Сама по себе доля инвестрасходов не катастрофична, что признают как официальные, так и независимые экономисты. В следующем году они составят примерно 2, 7 процента ВВП, включая инвестиционный фонд. В то время как в мировой практике принято ориентироваться на три, иногда даже на четыре процента. Однако российский министр финансов предлагает ограничиться 2, 8 процента. Кабинет же министров настроен на другое. Оппоненты Кудрина считают, что самое важное сейчас - это преодоление негативных тенденций за счет новых факторов роста, инновационной активности, что невозможно сделать, не тряхнув казну.
Безумцев, которые добивались бы полного финансирования приоритетных программ и отраслевых стратегий разом, в нашем кабинете, конечно, нет, да и денег бы на это не хватило. Но и на увеличение доли изъятия средств из экономики правительство не согласится. Ожидания общества тоже со счетов не сбросишь, а население никак не возьмет в толк, сколько ни объясняй, о каких таких "лишних" деньгах идет речь, когда в стране столько проблем. Как бы Минфину не пришлось отстаивать нынешнюю планку отсечения цены нефти. Можно ведь пойти и по другому пути - сначала заложить все расходы, и лишь остатки отправлять на стерилизацию и в НЗ. Неприятности же вроде всплеска инфляции или чрезмерного укрепления нацвалюты будут решаться по мере поступления.
Все эти соображения, несмотря на очевидность главной тенденции, будут оставаться предметом горячих дискуссий и в правительстве, и в экспертном сообществе. Но есть по крайней мере один тезис, с которым не поспорит никто. Это справедливое замечание Александра Шохина: пока все тихо и спокойно, нужно обсудить, сколько, как и на что можно потратить часть "жирового" за паса.
***
Александр Шохин
Президент РСПП
Александр Шохин не подвергает сомнению политику правительства по отношению к нефтяным сверхдоходам. Однако он делает акцент на грамотном управлении стабфондом и даже готов поддержать схему вложения этих средств в "голубые фишки" - акции надежных российских и иностранных компаний.
***
Алексей Гурин
Генеральный директор компании Amtel Vredestein N. V.
Алексей Гурин склоняется к тому, что накопленные средства следует инвестировать. Он считает, что стабфонд - всего лишь инструмент, который сейчас служит "подушкой безопасности" для политических рисков, и для этого средств накоплено достаточно. Ему по душе пример Сингапура, когда "лишними" деньгами управляет государственная инвестиционная компания, вкладывающия их в зарубежные бизнес-проекты.
***
Роберт Дадли
Глава ТНК-ВР
Роберт Дадли считает разумным использование стабфонда для погашения внешней задолженности. По его мнению, именно такая политика приведет к повышению инвестиционного рейтинга страны, даст толчок развитию рынка капиталов и ускорит рост экономики. Оставшиеся средства, по твердому убеждению главы THK-BP целесообразно резервировать на случай резкого падения цен на нефть.
***
Сергей Лисовский
Зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственнои политике
По мнению Сергея Лисовского, сверхдоходы государства нужно пускать в дело, но не так, как это намерено сделать правительство. Деньги должны быть вложены в производство с последующей отдачей. К идее стерилизации средств в стабфонде сенатор относится отрицательно, поскольку в этом случае, по его мнению, производство остается без доступных кредитов.
***
Владимир Евтушенков
Председатель совета директоров корпорации АФК "Система"
Владимир Евтушенков рассматривает средства Стабилизационного фонда как халяву и, соответственно, призывает относиться к ним с осторожностью, поскольку легко добытые деньги, как правило, легко тратятся. В то же время он не считает, что фонд должен быть абсолютно неприкосновенным - часть средств может пойти на инвестиции в инфраструктуру.
***
Ольга Ускова
Президент группы компаний Cognitive Technologies
Ольга Ускова уверена в неэффективности политики финансовых властей по стерилизации "лишних" средств и обвиняет правительство в игнорировании отраслевых программ. Она также упрекает кабинет в том, что структурная перестройка экономики, ради которой и копятся деньги в стабфонде, так и не началась.