• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создать механизмы взаимодействия

Биржа (Нижний Новгород). 2006. № 35. 11 сентября

"Нижний Новгород может стать столицей экономических форумов России и СНГ" , - заявил в ходе открытия форума "Россия единая" президент РСПП Александр Шохин.

"Нижний Новгород может стать столицей экономических форумов России и СНГ" , - заявил в ходе открытия форума "Россия единая" президент РСПП Александр Шохин.
По его словам, условия для развития бизнеса, промышленности, экономики во многом зависят от отношения к этим вопросам региональных властей, в частности, от создания законодательной базы, способствующей привлечению инвестиций, а также формирования программ поддержки и развития промышленности и предпринимательства. Те регионы, где есть такая поддержка и понимание со стороны органов власти, демонстрируют хорошее развитие. По его мнению, Нижегородская область может стать такой площадкой. Во время своего визита в Нижний Александр Шохин провел круглый стол "Взаимодействие бизнеса и власти в регионах. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий" , заседание Координационного совета объединений промышленников и предпринимателей, встретился со студентами Высшей школы экономики. Суммируя все сказанное им, можно так представить деятельность РСПП сегодня.
Чтобы стоять на месте, надо быстро двигаться вперед
Для РСПП важно, чтобы законы, касающиеся вопросов экономической деятельности, вступали в действие с учетом отлагательного срока. Он необходим бизнесу для адаптации к новым условиям.
Крупный бизнес в состоянии приспособиться к недостаткам административной системы и может позволить себе некие накладные расходы на урегулирование судебных, налоговых вопросов, а малый бизнес себе этого позволить не может, для него эти транзакционные издержки непомерны. Если власть не перестанет быть непроходимым, связанным круговой порукой административным барьером, бизнес тоже вынужден будет консолидироваться. Появится тенденция к формированию крупных финансово-промышленных групп. То есть малого бизнеса станет еще меньше. А он нам нужен. В качестве критерия успешной лоббистской деятельности РСПП по продвижению реформ мы рассматриваем именно рост малого и среднего бизнеса. Это косвенный индикатор того, что для бизнеса в России создаются равные условия.
Законодатели и правительство прислушиваются к мнению бизнеса, но для того, чтобы наш голос был услышан, приходится говорить громко и повторять часто нашу позицию, привлекая на свою сторону президента России. К сожалению, даже тогда, когда президент прямо поддерживает РСПП (как это было в случае с выкупом прав на землю под приватизированными промышленными предприятиями), проходят месяцы и годы, прежде чем правительство и фракция большинства доводят эту позицию до закона. Поэтому действует простой принцип, известный всем из "Алисы в Стране чудес": "Чтобы стоять на месте, надо быстро двигаться вперед".
Радужные планы правительства обречены на неудачу, если не будет предсказуемости по отношению к бизнесу
Бизнесу не нужно лезть в политику. Однако у предпринимателей очень много вопросов к власти.
2004-й оказался потерянным для диалога бизнеса и власти годом из-за дела "ЮКОСа" , дела Ходорковского. Бизнес формально участвовал в обсуждении отдельных проблем, и в совете по конкурентоспособности при правительстве и на других площадках. Однако в основном обсуждались несудьбоносные проблемы для бизнеса. Серьезные, значимые вопросы, связанные с чрезмерным администрированием государства в экономике, наращивание его присутствия в бизнесе, - не обсуждались.
Предпринимателей беспокоили вопросы субъективного толкования тех или иных законов. Все это породило неопределенность в деловых кругах.
Поворотным пунктом было прошлогоднее январское заседание совета по конкурентоспособности. Именно тогда при обсуждении среднесрочной программы правительства в целом ряде выступлений - моем, Чубайса, Мордашова и ряда других известных предпринимателей - звучала мысль о том, что самые радужные планы правительства будут обречены на неудачу, если не будет предсказуемости в поведении властей по отношению к бизнесу. Поэтому можно считать, что в 2005 году произошло постепенное восстановление нормального диалога с властью. В целом сейчас есть возможность говорить о партнерских отношениях.
Бизнес, действуя в собственных интересах, может помогать государству в реализации нацпроектов
- Мы считаем, что главная задача бизнеса - обеспечивать устойчивость своих компаний. Это залог сохранения рабочих мест, выплаты достойной заработной платы, формирования достаточного социального пакета, создания нормальных условий труда, быта работников и их семей. Мы считаем, что именно это - главное направление социальной ответственности бизнеса. Второе направление социальной ответственности бизнеса - соучастие в выработке государственной политики, в том числе и в направлениях, обозначенных национальными проектами. Чтобы бизнес, действуя даже в собственных интересах, помогал государству в реализации этих задач.
В частности, если говорить об образовании - это учет потребностей рынка труда. Предприниматели должны участвовать в выработке стандартов образования. Поскольку никто лучше работодателя не знает, какой специалист ему нужен.
Если говорить о жилье, то это, безусловно, развитие доступного рынка земельных участков и создание системы доступного ипотечного кредитования. Везде есть темы, где интересы бизнеса и государства совпадают. Мы считаем, что в национальных проектах во главу угла должна быть поставлена не спонсорская деятельность бизнеса, который будет давать деньги на то, на что у государства денег не хватает. А именно технология создания инструментов и механизмов решения задач, когда бизнес будет решать эти задачи, заботясь в том числе и о своих собственных долгосрочных интересах и приоритетах.
Не увеличивать субъективизм налоговых чиновников при проверках
За последнее время РСПП многое удалось сделать. В частности, недавно принятые поправки в Налоговый кодекс во многом отражают позицию бизнеса по упорядочиванию налогового администрирования. Чего конкретно нам удалось добиться от правительства и Думы? Во-первых, изменена концепция камеральной налоговой проверки, в частности, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика какие-либо еще документы, кроме тех, которые прямо поименованы в Налоговом кодексе. При выявлении ошибок налоговый орган не только вправе, но и обязан сообщить об этом налогоплательщику для предоставления пояснений. В случае выявления нарушений составляется акт, по которому рассматриваются возражения налогоплательщика. И только по итогам их рассмотрения выносится окончательное решение о наличии нарушения.
Регламентирована также процедура выездной налоговой проверки. В настоящее время, несмотря на установленный кодексом срок проверки - два месяца - она может длиться бесконечно, так как в срок проверки засчитывается только время фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика. Кроме того, проверка может быть приостановлена на неопределенный срок и неограниченное число раз. Сейчас в соответствии с новой редакцией вводится ограничение на количество проверок одного налогоплательщика; срок проверки исчисляется вне зависимости от времени фактического нахождения проверяющих у налогоплательщика; приостановление проверки возможно только по исчерпывающему перечню оснований, при этом налогоплательщику возвращаются все документы и прекращаются все действия на его территории.
Увеличен с пяти до десяти дней срок для предоставления налогоплательщиком документов в налоговые органы, к тому же он может быть продлен по решению налогового органа. Удалось также отменить внесудебный порядок взыскания штрафов, который, по сути дела, означал введение презумпции виновности налогоплательщиков. Целый ряд других поправок принят по инициативе и даже, можно сказать, под давлением бизнес-сообщества.
Мы получили заверение Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, что ряд норм Налогового кодекса в новой редакции, где существует возможность толкования, будет разъяснен этими органами в ближайшее время, с тем чтобы не увеличивать произвол и субъективизм налоговых чиновников в их отношениях с налогоплательщиками.
Часто говорят, что РССП занимается защитой крупного бизнеса. Нас даже называют "профсоюзом олигархов". Действительно, для защиты малого и среднего бизнеса есть свои организации - "ОПОРА" и "Деловая Россия". Но РССП видит своей задачей защиту всего бизнеса в целом. Кстати, РСПП удалось удвоиться раньше, чем произошло удвоение ВВП.