• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 13:37. 15 сентября

Правительству должно быть стыдно

Иван Иванович, на днях правительством была предпринята попытка заключить с нефтяниками очередной мараторий на повышение цен на бензин. На совещании у премьер-министра Фрадкова, по сообщениям информационных агентств, предварительные договоренности были достигнуты. Это могло бы позволить правительству до конца года сдержать инфляцию. Но не является ли это отсрочкой? Ведь любой мараторий рано или поздно заканчивается, и нефтяники с удовольствием примуться наверстывать упущенное.
Похоже, что все-таки договоренность достигнута, но осталась на словах, документально не оформлена. Правительство пыталось сделать это, но нефтяники сказали, что не выполнены обязательства по прошлому замораживанию, условно, выполнено 5 из 7. А Греф сказал – а нам и не надо замораживать – пик спроса прошел, цены сами упадут. Мы вам дополнительно ничего обещать не будем, больше, чем мы вам дали, мы вам не дадим, и вы сами снизите цены, поэтому и не надо оформлять договоренность.
Моя же позиция по данному вопросу простая - необходимости в таких договоренностях просто нет, они мне кажутся постыдными и ненужными. Да, бывают ситуации, когда правительству нужно договариваться с бизнесом, но точно, что не в случае бензина. Потому что в случае бензина ситуацией правительство может полностью управлять и это не требует особых договоренностей. Есть много методов и самый простой, пожалуй - популистский и всем понятный – зимой правительство может сделать резерв бензина и летом в пик спроса его продавать. При этом доходность от вложения в создание этого резерва бензина будет выше, чем, например, от вложения средств Стабфонда в корпоративные ценные бумаги, даже в рисковую часть этого портфеля, при том при рисках меньших. Посудите сами, если продать через полгода на 3-5% дороже, чем купили – это 6-8% годовых. При этом для этой операции не нужна инфраструктура, можно торговать фьючерсами, и никаких особо сложных вопросов, кроме наличия воли и желания позаботиться о населении - тут нет. И то, что правительство этого уже третий раз подряд не делает, я считаю, - просто стыдно. И это показывает, на мой взгляд, то, что квалификация правительства не соответствует тому строю, в котором живет сегодня наша страна.
Некоторые аналитики в решении бензиновой проблемы называют в качестве единственной возможности – отменить привязку налогообложения нефтяников к мировым ценам на нефть.
Эти вещи не стоит связывать. Понятно, что нефтяное лобби – сейчас у нас самое сильное, потому что у них в руках больше всего денег. Поэтому они всегда купят и аналитиков и чиновников, кого угодно. Напротив, я считаю, что привязка – просто необходима. С нефтяников надо брать по полной. Если кто-то не может работать с нефтью в таких условиях – ничего страшного, найдутся другие. Этот рынок настолько привлекателен, что никто оттуда добровольно не уйдет, а вот выставить себя сиротой убогой – готов каждый.
Никто же не против брать по полной, просто отменить привязку к мировым ценам.
Абсолютно неверно, потому что привязка к мировым ценам решает более важные вопросы – макроэкономические. Да, для нас вопрос бензина важен, но вопрос макроэкономической стабильности не менее, а более важен. Мне кажется, что наоборот, налоги должны быть максимально дифференцированы, и делать нефтяной бизнес по уровню доходности полностью соответствовующим мировому. Поэтому идея налогов, привязанных к мировым ценам, в том, что компании не должны получать незаработанную ими прибыль, прибыль, принесенную всей стране богом, который сделал конъюнктуру глобального рынка такой, как она есть, прибыль финансовую, не связанную с их собственной профильной деятельностью, с ее эффективностью и интенсивностью. Да, я понимаю аналитиков, которые это предлагают, но понятно и то, откуда и что берется. Как только нам начинаются рассказывать, как трудно жить нефтянникам и торговцам нефтепродуктами, всегда возникает вопрос – если вам так трудно, то почему вы не закроете этот бизнес, почему не уйдете? Можно ведь уйти в другой бизнес, никто же не заставляет, никто не стоит с пистолетом у виска и не говорит – работай именно здесь. Точно так же, сколько раз и сколько лет мы уже говорим о том, что никто из нефтянников не строит современные нефтеперерабатывающие мощности. А им это и не нужно, для них выгодна ситуация дефицита бензина, она позволяет повышать цены. Дефицит искусственно создан и поддерживается, продажи автомобилей растут, а мощности - нет. Понятно, что при росте спроса и стабильном предложении цены будут расти. И понятно, что никакие обещания нефтянников быть хорошими и цены не повышать – не сработают. Кроме того, ведь это просто стыдно, когда правительство всерьез делало вид, что преподносит обществу подарок фиксируя цены горючего зимой, когда спрос снижается и цены застабилизируются или упадут сами. Не забывайте также, что, фиксируя цены, правительство нефтянникам много чего наобещало и 5 из 7 обещаний выполнило. Само то, что оно дало эти обещания, на мой взгляд, неправильно и неправомерно. Не должно быть такого диалога. Делая поблажку нефтяникам, правительство тем самым отнимает что-то у других, в т.ч. и у населения. Это неправомерная форма решения проблем.
Но тут можно заметить, что макроэкономические показатели и соображения важны в определенные периоды, но перед выборами цены на бензин могут оказаться важнее.
Я уже говорил, как у нас это решается при таком Стабфонде. Нет проблемы высоких цен, есть проблема неумения этот вопрос решить. Мне удивительно, почему этим не занимаются, это же простой биржевый товар, даже более простой, чем зерно, и в США этот вопрос решают десятилетиями.
Вы имеете в виду, что нефтяной резерв должен создаваться на деньги Стабфонда?
Нет, не обязательно, это могут быть и другие средства, тот же инвестфонд. Но я говорю, что если для создания нефтяного резерва будут использованы средства Стабфонда, то средства, таким образом вложенные дадут эффект больший, чем от их размещения в корпоративные облигации с приличным рейтингом. Да и способ этот – простейший. Есть и посложнее, т.б., что экспортные трубопроводы ведь правительство контролирует.