• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия вынуждена импортировать бензин В стране дефицит высокооктанового топлива в условиях роста числа современных личных автомобилей

Новая газета. 2006. № 71. 18 сентября

Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики, уверен, что государство может и должно регулировать цены на бензин, но только не в административном порядке. Ситуацию на российском бензиновом рынке эксперт объясняет недостаточной квалификацией правительственных чиновников.

Иван Родионов, профессор:
"Проблема не в том, что правительство не хочет регулировать цены, а в том, что не умеет этого делать"


Иван Родионов, профессор Высшей школы экономики, уверен, что государство может и должно регулировать цены на бензин, но только не в административном порядке. Ситуацию на российском бензиновом рынке эксперт объясняет недостаточной квалификацией правительственных чиновников.

Основная проблема, позволяющая повышать цены на бензин, - это дефицит высокооктанового топлива в условиях роста числа современных личных автомобилей. Этого топлива выпускается немного, потому что вся та инфраструктура, которую мы получили в наследство от СССР, была рассчитана на среднеоктановый бензин А-76, и мощностей на высокооктановые А-92, А-95, тем более А-98 - мало. Поэтому существенная часть бензина А-98 до сих пор импортируется. Мощностей же не хватает потому что в течение 15 лет нефтяные компании не вкладывали в нефтепереработку из-за того, что размер требуемых вложений в один НПЗ велик (от семисот миллионов до миллиарда долларов). Сначала у них был кризис, потом высокие цены... в общем, все как-то руки не доходили, а правительство не подталкивало.
Пример бензина очень хорошо показывает полную недееспособность экономического блока нашего правительства в вопросах управления капиталистической экономикой. Бензин - простой, почти биржевой товар, который легко хранить, накапливать, продавать. Тем не менее в этом году с завидным постоянством повторилась ситуация, что, когда цены выросли и пик спроса уже пройден, предпринимаются довольно бессмысленные в рыночной экономике меры по достижению договоренности с нефтяниками о том, что на зимне-осенний период цены будут стабилизированы. В принципе они должны бы упасть из-за зимнего снижения спроса, но они не упадут, потому что правительство, по суш дела, дало согласие на их постоянный уровень и помогло крупным компаниям в этот период держать цены за наш с вами счет.
Я не думаю, что здесь речь идет о сговоре, это просто неумение управлять. Тем более что управлять действительно непросто, так как капитализм у нас особый: есть много крупных компаний, на которых прямые методы рыночного регулирования, рассчитанные на мелкий и средний бизнес (игра со ставками налогов и пошлин), не очень работают С другой стороны - проще, чем большинством других товаров.
Ясно, что сейчас Греф будет договариваться с нефтяниками и, по-видимому, опять договорится с производителями, поставив такой фиксацией цен на грань вымирания средний бизнес, который занимается дистрибуцией и продажей. И это не ново, поскольку происходит уже как минимум в третий раз и опять не так как надо и не вовремя.
Вопрос решается достаточно легко, методы есть. Из бензина несложно формировать государственный резерв, который можно продавать при дефиците на рынке и тем самым сдерживать цены. То, что здесь по-прежнему рынка нет и это опять-таки рынок продавца, наживающегося на потребителе, подтверждается тем, что с прошлой недели цены на нефть на мировом рынке упали на 10%, а бензин у нас как дорожал, так и дорожает.
Мне кажется, что предложение о том, что надо ограничить рост цен на бензин ставкой инфляции, близко к идиотизму На самом деле, наоборот, цена бензина может или стабилизироваться, или даже упасть, что как раз позволит снизить инфляцию по стране, так как, например, зарплата не расти не должна. Потому что топливо входит в себестоимость практически всех товаров, а бензин в любом случае рентабелен и в производстве, и в дистрибуции. В наших условиях рассказы о высоких пошлинах и налогах на нефтепродукты просто смешны. Понятно, что предприниматели не могут об этом не говорить, они должны выглядеть сиротами и жаловаться. Смешно то, что правительство это никак не комментирует В других странах ставка налогов, связанных с нефтепродуктами, существенно выше и условия для бизнеса жестче, но тем не менее никто не разоряется и все с удовольствием на этом рынке работают. Не случайно ведь и у нас уже с прошлого года работа на внутреннем рынке нефтепродуктов стала существенно эффективнее, чем экспорт.
Что касается вопроса о необходимости государственного регулирования данного рынка, то оно неизбежно, и дело здесь в том, что капиталистическая реформа в нашей стране была и есть однобокая и незавершенная. Есть области полностью регулируемые, есть полурегулируемые, есть совсем нерегулируемые. В этих условиях у бизнеса существует свобода для маневра, арбитража, чего государство, в общем-то, позволять не должно. А постиндустриальная экономика не может жить у нас на основе закона спроса и предложения в их явном вице. Очень простой пример: с 2001 года цены на нефть выросли в четыре-пять раз, но разве по этой причине в Америке произошел аналогичного масштаба рост цен на бензин? Нет, конечно, потому что там никто о росте цен на бензин со скоростью инфляции даже не заикается. Говорить о неудаче регулирования цены бензина на примере Украины так же нельзя, как нельзя и сравнивать Украину с Россией, потому что у Украины нет Стабилизационного фонда нашего размера, нет собственной нефти, нет контроля над нефтеэкспортом. Речь не должна ищи о государственном регулировании как приказе ценам "замрите", речь вдет об элементарной квалификации правительства в управлении экономикой. За сто лет развитого капитализма, в котором мы сейчас живем, у государства сформировался целый арсенал методов управления экономикой, который позволяет таких ситуаций не допускать.
Сейчас Министерство экономики пытается убедить нас, что рост стоимости бензина должен соответствовать темпам инфляции в нефтедобывающей стране. Это просто издевательство. У государства есть огромные финансовые ресурсы, которые вполне можно отрабатывать на том же самом бензиновом рынке. Купив бензин зимой и продав его летом на 5% (а не 20-30%, как сейчас) дороже, государство получило бы доходность на средства Стабфонда больше, чем от вложений в зарубежные ценные бумаги при более низком риске.
Да, отношения бизнеса и государства могут быть построены на принципе добровольного самоограничения бизнеса, но этот ресурс использовать нужно не для цен на бензин. Вся наша борьба с олигархией была связана с тем, чтобы государство стало самодостаточным и самостоятельным по отношению к бизнесу чтобы оно не просило у бизнеса ни о чем. Вот и получается, что, когда надо просить всерьез, как государство просило бизнес в конце 2003-го и 2004 годов о том, что бы взять решение части социальных задач, это кончается ничем, а по мелочам, типа фиксации цен на бензин, когда спрос и так падает, тут и бизнес, и правительство готовы договориться. Да, по некоторым вопросам государству приходится просить бизнес, но здесь просто стыдно. Зачем просить, когда это можно легко сделать, если, конечно, умеешь?