• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 12:26. 18 сентября

Бессмысленная ипотека

Василий Михайлович, на последнем банковском Форуме в Сочи «Развитие ипотеки в России в контексте международного опыта», в работе которого Вы принимали участие, все выступавшие, как банкиры, так и строители, отмечали, что цены на рынке недвижимости уже «зашкаливают», бьют все рекорды. Как Вы считаете, долго ли это будет продолжаться?
Сегодня тема роста цен на рынке недвижимости активно обсуждается. На мой взгляд, на нем возникла некая самофинансирующаяся пирамида. Рост цен на недвижимость обусловлен отсутствием других инструментов, куда реально и с минимальными рисками можно было бы вкладывать деньги.
Вторая проблема роста цен на недвижимость связана с ограниченным предложением на жилье. А предложение ограничено потому, что, с одной стороны, очень высоко монополизирован рынок строительства, а с другой – чудовищно усложнен процесс выдачи разрешений, что усиливает монополизацию.
Проблема заключается и в том, что ипотека становится бессмысленной из-за роста стоимости жилья. Отсюда основная задача, которая долго стояла перед государством, перед Центробанком, перед коммерческими банками, - сделать кредит доступным, - не выполняется. То есть, снизить по нему процентные ставки удалось, но как только они стали снижаться, в условиях ограниченности предложения на жилье и чудовищной коррумпированности процесса выдачи лицензий, выросла стоимость жилья из-за ограниченности предложения. Отсюда возникает проблема, что вы можете взять ипотечный кредит, но пока вы его оформите, стоимость того жилья, под которое вы его берете, может существенно вырасти, так что этих денег уже не хватит. Получается, что вы уже платите проценты по ипотечному кредиту, а жилья у вас все еще нет и не известно будет ли оно.
И как решить эту проблему?
Эту проблему надо было решать, по крайней мере, лет десять назад. В то время должна была быть создана инфраструктура для того, чтобы можно было строить жилье. Допустим, сейчас есть возможность строить дома в Подмосковье в десяти – пятнадцати километрах от кольцевой автодороги. Но состояние автодорог, в которые фактически ничего не инвестировалось за все это время, не позволяет строить здесь жилье, поскольку, вы можете построить дом, но вы никогда не доедете из него на работу вовремя. Эту инфраструктуру нужно было создавать намного раньше.
Что делать сейчас: надо, прежде всего, вкладывать деньги в создание инфраструктуры, но вкладывать не так, как это делалось при строительстве большого автомобильного кольца вокруг Москвы. Построили прекрасное кольцо, но оставили съезды с него в том виде, в каком они были еще в пятидесятых годах, и поэтому, несмотря на огромную пропускную способность, на кольце постоянные пробки. Почему так произошло, почему остались эти съезды, украли деньги, или просто в очередной раз никто не подумал?
При создании инфраструктуры, при строительстве дорог, абсолютно необходимо не повторять подобных ошибок. Те же самые проблемы не только в Москве, возьмите, например, город Сочи, где всего одна дорога. Я был этой весной в Стамбуле: там, пожалуйста, есть дорога около моря, но есть дороги, которые проходят в горах, где можно проехать в любой момент и получается, что несмотря на то, что машин в Стамбуле тоже очень много, они едут, а не стоят в пробках. Даже в Нью-Йорке, в котором машин, я так полагаю, раз в пять больше, чем в Москве, можно проехать в часы пик.
Поэтому я считаю, что начинать надо, прежде всего, с инфраструктуры.