• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Знай наших

Итоги. 2006. № 39. 25 сентября

..."В иностранной прессе за Россией еще тянется шлейф непрозрачности, - объясняет ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - Но это болезнь роста. Постепенно к нам перестанут относиться с такой опаской"...

Российский бизнес, похоже, заразился вирусом транснациональной экспансии. Что ищет он в краях далеких и какой от этого прок нашей державе?

Новости о покупке российскими компаниями бизнеса за рубежом следуют одна за другой. Скупают месторождения сырья, перерабатывающие предприятия и сети розничной продажи. Вирусом транснациональной экспансии заразились нефтянка, металлургия, телекоммуникационная и другие отрасли. Не только крупные корпорации, но и небольшие компании делают покупки на всех континентах. "Итоги" решили разобраться, что влечет отечественный бизнес в дальние края и какая от этого польза России?

Русские идут
Как показало наше расследование, причины вполне рациональные: исчерпание внутри страны возможностей для профильных инвестиций, отсутствие сырья в достаточных объемах, получение вместе с заграничной покупкой новых технологий, улучшение условий экспорта, создание единой системы продаж. И в качестве конечной цели - повышение прибыли и капитализации компании.
Соединить добычу, переработку и продажи в единую цепь по всему миру, так, чтобы ни с кем не делиться, - такое может себе позволить богатая благополучная нефтянка. Главным "агрессором" на сегодняшний день, пожалуй, надо признать "ЛУКОЙЛ". В Колумбии, Венесуэле, Египте, Саудовской Аравии и Иране компания ведет разведку и добычу нефти, а в Румынии и Болгарии владеет за границей двумя нефтеперерабатывающими заводами. И как вишенка на торте - 3747 автозаправочных станций в 16 странах мира. Из них лишь пять - в СНГ большая часть - 1928 - находится в США, 425 - в Финляндии, 290 - в Румынии, 177 - в Сербии, остальные - в Венгрии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Болгарии и на Кипре.В августе объявлено еще и о создании СП по продаже топлива со словенской компанией Petrol, а в июне глава компании Вагит Алекперов заявил о возможности покупки НПЗ в Великобритании. Речь идетозаводе Coryton, который был выставлен на продажу компанией ВР.
В "ЛУКОЙЛе" говорят, что с самого начала задумывались о создании единой цепочки реализации продукции. "Добывая и продавая нефть, мы получаем 60, в лучшем случае 70 процентов той стоимости, какую могли бы иметь. Остальные 30-40 процентов достаются тем, кто перерабатывает нефть и продает готовые продукты. Мы же хотим сами получать максимальную прибыль, поэтому и стремимся приобретать перерабатывающие и розничные активы как в России, так и за рубежом", - пояснил "Итогам" вице-президент компании Леонид Федун.
Тоже вроде бы небедные металлурги должны решать более узкие насущные проблемы. Для алюминщиков, например, это недостаток сырья. В России ограниченны запасы бокситов, и те, что есть, невысокого качества. А лидеру отрасли "Русскому алюминию" надо загрузить мощности четырех своих заводов, поэтому он вынужден смотреть на сторону. "Самые качественные месторождения бокситов, как правило, расположены в экваториальных зонах с влажным тропическим климатом, - говорит заместитель генерального директора "Русала" Александр Лившиц. - Около 75 процентов всех запасов находится в пяти странах - Гвинее, Ямайке, Бразилии, Индии и Австралии". И "Русал" уже получил в управление два предприятия по добыче бокситов и производству глинозема в Гвинее, а также приобрел 20 процентов крупнейшего в мире глиноземного комбината Queensland Alumina в Австралии. Еще есть предприятие в Гайане.
И это не все: рассматриваются инвестиционные предложения в Африке, Азии и Латинской Америке. В августе заявлено еще и о желании выкупить 56 процентов итальянского глиноземного завода EurAllumina. Уверенности, что эта сделка состоится, нет, поскольку остальными акциями владеет швейцарская Glencore и ей принадлежит преимущественное право выкупа акций. Правда, появились слухи о том, что швейцарцы примут участие в слиянии "Русала" и "Суала", если они небеспочвенны, то договориться будет легче. Но уже сейчас на долю заграничных активов "Русала" приходится более 60 процентов общего объема производства глинозема и почти 90 процентов всего объема добычи бокситов.
"Евраз Труп" совершает покупки в Европе по другим причинам. Сырья для ее производства и на родине хватает, а за границей группа приобрела перерабатывающие предприятия - заводы Palina е Bertoli в Италии и Vitkovice Steel в Чехии. "Эти активы, - говорит президент сталелитейной компании Валерий Хорошковский, - дают возможность экспортировать полуфабрикат - слябы - с низкой себестоимостью и перекатывать его в конечный продукт уже с высокой добавленной стоимостью". А недавнее приобретение 73 процентов акций корпорации "Stratcor" (с предприятиями в США и ЮАР) позволит "Евразу" выйти на новый рынок. Ведь на долю Stratcor в мировом производстве ванадиевых химикатов и сплавов приходится 40 процентов. До этой покупки "Евраз" отправлял ванадиевый шлак (принадлежащий группе Нижнетагильский металлургический комбинат выпускает 21 процент мирового объема этого сырья) на российские или китайские предприятия. "Одно дело - приходить на рынок и завоевывать его с чистого листа, - поясняет мотивы приобретения Хорошковский, - и совсем другое - покупать предприятия, обладающие своим куском рынка". Чтобы закрепить позиции в Южной Африке, "Евраз" приобрел 24,9 процента сталелитейной компании Highveld. Заметим, еще до визита в ЮАР Владимира Путина и его заявления, что российские компании готовы вложить в экономику этой страны миллиарды долларов. При этом одно их главных требований к покупке - это быстрая окупаемость. Возврат средств должен быть не менее 20 процентов годовых.

В поход за технологиями?
Обзавестись иностранными активами сейчас стремится практически любой бизнес - как по профилю, так и по масштабам. Причем если сырьевики заявляют, что их не интересуют чужие технологии, то в других отраслях заинтересованы именно в таком партнерстве. "Невозможно заниматься технологиями, оставаясь в рамках одной страны", - уверен президент ОАО "Ситроникс" Евгений Уткин. Еще в 1999 году АФК "Система", в которую входит "Ситроникс", приобрела контрольный пакет чешской компании Strom Telecom, специализирующейся на выпуске телекоммуникационного оборудования и биллинговых систем. А в конце июня этого года "Ситроникс" закрыл сделку по приобретению 51 процента акций греческого Intracom Telecom и вышел на новые рынки - Южную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. Причем "невеста" досталась с хорошим приданым: пока оформлялась продажа, Intracom Telecom заключил несколько выгодных контрактов. Так, в Сирии компания развернет систему беспроводного доступа (сумма сделки составила 40,6 миллиона евро), а молдавскому оператору "Молдтелеком" поставит биллинговую систему за 4 миллиона долларов.
Последние три года "Ситроникс" ежегодно удваивает свою выручку: в минувшем году она составила уже 955 миллионов долларов. Причина этого в том числе и в зарубежной стратегии. "Технологический бизнес - это глобальный бизнес", - считает Евгений Уткин. При этом, выходя на зарубежные рынки, "эффективнее купить готовый бизнес с технологиями, клиентами и персоналом, чем изобретать велосипед", считает глава компании.
А уж против того, что чужие современные технологии нужны отечественному автомобилестроению, никто не возразит. Так, принадлежащие Олегу Дерипаске "Русские машины", куда входит и "Группа ГАЗ", купили британское предприятие LDV Holding, выпускающее коммерческие автомобили Maxus. В полное владение завод отошел ГАЗу только в конце июля, а уже в сентябре нижегородцы представляли Maxus на московском автосалоне. Кстати, этот автомобиль уже два года подряд получает у себя на родине титул "Лучший вэн", через полтора года его будут собирать на том же конвейере в Нижнем, что и "Газель". В беседе с журналистами председатель правления "Группы ГАЗ" Эрик Эберхардсон говорил, что с новым продуктом компания получит доступ на любой рынок.
Не только за готовой продукцией, но и за новыми технологиями отправилась за рубеж и "Группа ЧТПЗ", ядром которой стал Челябинский трубопрокатный завод. Группа выпускает трубы различного диаметра, в том числе для нефте- и газопроводов. В компании решили увеличить прибыль за счет предоставления нефтегазовым компаниям комплексных услуг, а для этого нужны не только сами трубы, но и арматура - вентили, отводы, шаровые краны, задвижки и прочее. Причем емкость российского рынка трубопроводной арматуры составляет 400 миллионов в год, значит, на удовлетворении такого спроса можно неплохо заработать. Как признается Сергей Моисеев, управляющий директор "Аркли Капитал" (эта компания управляет актива ми "Группы ЧТПЗ"), цели купить именно иностранный актив не было. Однако только чешский завод MSA (один из крупнейших в Европе) специализируется на выпуске арматуры больших диаметров для магистральных нефте- и газопроводов. Только оно смогло бы наиболее полно удовлетворить потребности нефтяных и газовых компаний - на 90 процентов по номенклатуре. А для выпуска недостающих 10 процентов принято решение построить в дополнение к MSA завод в России. Понятно, что велосипед изобретать не будут, а воспользуются знаниями и умениями чешских партнеров.

Упреки, подозрения...
На сегодняшний день общая стоимость иностранных активов российских компаний достигает нескольких десятков миллиардов долларов. Она могла бы быть еще больше - далеко не всегда зарубежные государства с распростертыми объятиями принимают у себя русский бизнес. Когда "ЮКОС" выставил на продажу свой литовский актив - 53,7 процента акций концерна Mazeikiu Nafta, - покупателя выбирали власти Литвы, поскольку оставшаяся доля принадлежит государству. Выбор пал на польскую компанию PKN Orlen, хотя в числе кандидатов были и российские компании, в том числе "ЛУКОЙЛ". В компании уверены: в дело вступила политика, а неэкономические интересы, ведь даже местные СМИ пестрили призывами "Не пустим Ивана!". Неудача ждала "ЛУКОЙЛ" и в Польше, где не удалось поучаствовать в приватизации гданьского НПЗ.
Пока что, когда речь идет о сделках мирового масштаба, не стоит рассчитывать на слишком большое радушие к российскому капиталу и на развитых рынках. Достаточно вспомнить историю "Северстали", проигравшей борьбу индийской Mittal Steel за европейский Arcelor. Немало шума было поднято в британской прессе и по поводу возможной сделки между "Газпромом" и британской газораспределительной сетью Centrica.
Неприятие российского бизнеса может иметь еще более экзотические причины. Запрет, который наложила ген-прокуратура Израиля на участие "Русс-нефти", возглавляемой Михаилом Гуцериевым, в аукционе на покупку НПЗ Oil Refineries, объясняют идеологически-религиозными мотивами. "Открыто об этом не говорилось, но для рынка не было сомнении, что свою роль сыграла национальная и религиозная принадлежность Гуцериева", - сказал нам аналитик одной из управляющих компаний. Аргумент небезосновательный, израильские журналисты тоже предполагают, что причиной стали деловые связи Гуцериева с арабским миром. Те самые связи, которые помогли ему в период работы в "Славнефти" заключить контракты на разведку и добычу нефти в Ираке и Судане, но теперь они сработали против его бизнеса.
"В иностранной прессе за Россией еще тянется шлейф непрозрачности, - объясняет ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - Но это болезнь роста. Постепенно к нам перестанут относиться с такой опаской".
Что ж, может быть, и так, об этом говорят и объемы покупок. Тому же "Газпрому" все-таки удалось увеличить число своих британских активов - этим летом он приобрел половину материкового газового месторождения Saltfleetby и планирует переоборудовать его под подземное газовое хранилище.
Зачем российскому бизнесу чужестранные владения, понятно. Зачем наши нужны загранице - тоже легко объяснимо. Например, НПЗ в болгарском городе Бургас, принадлежащий "ЛУКОЙЛу", обеспечивает 15 процентов ВВП Болгарии и значительную долю импорта. А покупка "Русалом" доли в Queensland Alumina стала самой крупной российской инвестицией в экономику Австралии. 461 миллион долларов США не будут лишними для любой страны. За рубежом остаются и налоги от работы "дочек". "Это в США и Европе существует законодательство о Controlled Foreign Companies - контролируемых зарубежных компаниях, - рассказывает партнер налогового отдела компании Ernst&Young Юрий Нечуятов. - Если иностранная "дочка" отвечает ряду критериев, то полученная ею прибыль может подлежать налогообложению на уровне компании-акционера. Но в России такой практики нет - иностранные "дочки" выплачивают налоги фискальному органу той юрисдикции, где они находятся".
Российской казне, конечно, кое-что перепадает, но не так много. "По решению акционеров прибыль компании после налогообложения может быть полностью или частично распределена между акционерами в виде дивидендов. И вот эти дивиденды, распределенные иностранной "дочкой" в пользу российской компании-акционера, уже облагаются налогом", - поясняет Нечуятов. По нашим законам налог на дивиденды с иностранных активов составляет 15 процентов, на практике эта сумма может быть меньше, если с государством, где находится актив, существует соглашение об избежании двойного налогообложения.
Тогда какой прок российскому государству и, соответственно, гражданам в том, что состоятельные соотечественники обзаводятся активами за семью морями? Сиюминутной выгоды действительно немного. Но не стоит оценивать пользу от заграничных покупок лишь в рублях, считает Евгений Гавриленков. "Покупая иностранные компании, мы получаем те самые новейшие технологии и ту самую деловую культуру, которых нам пока не хватает, - считает эксперт, - для нас эта абсорбция западных стандартов несоизмеримо важнее, денег в бюджете и так пока достаточно".
Денег сейчас в бюджете действительно с избытком, и их вывод за рубеж лишь облегчит жизнь Минфину и Центробанку в борьбе с инфляцией, если, конечно, такая постановка вопроса может считаться позитивной. Западная деловая культура уж точно пойдет на пользу. Можно посмотреть на ситуацию пошире. Пока у российского бизнеса есть достаточно средств, он может внести свою лепту в преодоление нашего технологического отставания, нарастить собственные мускулы, продвинуть экономику на пути к интеграции в мировой хозяйственный процесс, наконец, сработать на имидж страны. Это стало бы не самым плохим использованием дивидендов от благоприятной мировой конъюнктуры.