• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудная дорога денег Как сделать, чтобы иностранные капиталы оседали не только в столицах

Единая Россия. 2006. № 37. 25 сентября

...В презентации принял участие президент РСПП Александр Шохин, который ответил на вопросы корреспонденту "ЕР".
- К сожалению, многие просто не знают, как себя правильно подать, хотя им есть что предложить. А это энциклопедия экономического потенциала каждого региона в динамике за последние 8 лет: трудовые ресурсы, отраслевая структура ВРП, промышленное производство, топливно-энергетический баланс, транспортная инфраструктура и т.д...

Из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику лишь незначительная часть приходится на регионы. Львиная доля оседает в Москве, Санкт-Петербурге и еще пяти-шести субъектах Федерации. Как сделать так, чтобы инвестор потянулся и в остальные российские регионы? Пример Томска, Адыгеи и ряда других показывает, что иностранный инвестор идет туда, где его ждут и создают условия для работы.
Помочь деньгам найти дорогу в глубинку должен уникальный справочник "Россия: все регионы. Путеводитель по торговле и инвестициям", второе издание которого только что вышло в свет. Он подготовлен Советом по торгово-экономическому сотрудничеству (СТЭС) РФ - США при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и одобрен целым рядом руководителей федерального и регионального уровня. На презентации путеводителя глава СТЭС Борис Алексеев сообщил, что теперь справочники станут выходить регулярно. В них будут включаться рассказы об удачных и неудачных проектах, чтобы ориентировать иностранных инвесторов.
В Нью-Йорке и Вашингтоне путеводитель представят американским деловым кругам уже на днях.

В презентации принял участие президент РСПП Александр Шохин, который ответил на вопросы корреспонденту "ЕР".
- К сожалению, многие просто не знают, как себя правильно подать, хотя им есть что предложить. А это энциклопедия экономического потенциала каждого региона в динамике за последние 8 лет: трудовые ресурсы, отраслевая структура ВРП, промышленное производство, топливно-энергетический баланс, транспортная инфраструктура и т.д. Наряду с рассказами о тех, кто уже работает в провинции, публикуются сведения о 950 реальных инвестиционных проектах, предлагаемых регионами. В справочник включены анализ законодательства об иностранных инвестициях, налоговой системы, а также закона о разграничении полномочий правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. Путеводитель поможет потенциальным инвесторам лучше узнать нашу страну, возможности каждого региона, выбрать для себя наиболее привлекательные предложения и проекты.
- По каким признакам определяется инвестиционная привлекательность регионов?
- Их много. Тут и позиция местных властей, и состояние инфраструктуры, и безопасность бизнеса. Но главное - умение заинтересовать потенциальных инвесторов. Рецепты просты. Региональным лидерам не стоит бояться потерять контроль над финансовыми потоками. Они должны создавать бизнесу условия для нормальной работы в виде бесплатного выделения земельных участков под производства и подключения к коммуникациям, при том, что в обмен на вложенные капиталы инвестор получает полный контроль над своим предприятием. Такие льготы регионы вполне могут дать.
Иногда и это не помогает. Например, в Северокавказский регион не идут ни иностранные, ни отечественные инвесторы. Хотя в целом ряде субъектов уровень безопасности не хуже, чем в глубине России. В конце месяца президент Путин встретится с представителями бизнеса как раз по вопросам привлечения инвестиций в этот регион.
- А где перспективы лучше?
- Если говорить о перспективных в инвестиционном плане регионах, то их список небольшой. Не называя территории, скажу, что наиболее интересные для иностранных инвесторов отрасли в регионах - это нефть и газ, розничная торговля и сфера услуг и ряд других. Список ограничен. Нам же очень важно, чтобы инвестиции пришли в высокотехнологичные отрасли, в обрабатывающую промышленность. Для этого нужны серьезные льготы. Не успели создать универсальный механизм поощрения промышленной сборки в автопроме, как инвесторы потянулись. Заграничные автогиганты не только хотят строить сборочные заводы, но и готовы подтягивать за собой производителей комплектующих.
Этот пример показывает, что вполне можно найти технологии, способные привлечь инвесторов в те отрасли и в те регионы, где их пока нет. Один из главных вопросов законодательного регулирования - создание благоприятных условий как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации. Например, в Нижегородской области действует система "одного окна", которая исключает контакт инвестора с чиновником и, таким образом, не поощряет коррупцию. Но зато выработался четкий алгоритм выдачи разрешений на реализацию инвестиционных проектов, включая жесткие ограничения по срокам. Регионы, которые хотят быть конкурентоспособными, серьезно занимаются этими вопросами. Даже не обладая природными ресурсами, при соответствующем подходе можно заинтересовать инвестора.
- Представьте себе, что пошел вал инвестиций...
- Денег много не бывает. Учитывая масштабы нерешенных проблем, наша экономика может переварить любые вложения. Поэтому нужно определять приоритеты: какая отрасль больше нуждается в инвестициях именно сегодня. Называть их должны федеральные власти. Иногда ведь как получается? Объявляется конкурс на финансирование из Инвестиционного фонда, а победители заранее известны. Здесь надо действовать не конкурсами, а системой приоритетов в государственной инвестиционной политике, которые должна определять власть. И конкурсы следует проводить не на получение денег из фондов, а по принципу "какая компания лучше реализует замысел правительства с точки зрения эффективности расходования средств, с точки зрения привлекаемых технологий". Заказчиком должно выступать государство. Если такая идеология будет реализована, то многие необходимые проекты, которые сейчас тормозятся, могут пойти.
То же и с хорошей идеей по созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Сейчас мы взялись создавать промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые, туристско-рекреационные зоны - и сразу помногу. Но их не нужно очень много. ОЭЗ во всем мире создают в регионах, которые принято называть депрессивными. Так было и в Китае, где их создавали буквально "за колючей проволокой": с одной стороны Гонконг, с другой - Тайбей. Надо было показать, что Китай способен на экономический и технологический рост. КНР сегодня - одна из развитых стран, в том числе и за счет правильного распределения особых зон по своей территории. Мы же ищем площадки для реализации ОЭЗ не там, где нужно, а там, где легче.
Только систематическая работа по анализу инвестиционных возможностей регионов позволит нам соединить требования федеральных властей с реальной работой регионов по привлечению инвестиций.