• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лизинг становится дороже

КоммерсантЪ. 2006. № 184. 3 октября

Лизинг считается одним из наиболее эффективных инвестиционных продуктов. Благодаря поддержке государства российская лизинговая индустрия стала влиять на макроэкономические показатели. Государственные преференции позволяют сокращать расходы лизингополучателей на 10-25% по сравнению с применением иных схем финансирования перевооружения предприятий.

Лизинг считается одним из наиболее эффективных инвестиционных продуктов. Благодаря поддержке государства российская лизинговая индустрия стала влиять на макроэкономические показатели. Государственные преференции позволяют сокращать расходы лизингополучателей на 10-25% по сравнению с применением иных схем финансирования перевооружения предприятий.

Рост замедлился
По расчетам, основанным на результатах ежегодно проводимых нами (Высшая школа экономики. - BG) обследований лизинговых компаний, за последние восемь лет совокупные объемы лизинговых операций в России составили более $27 млрд, а ежегодные среднегеометрические темпы прироста равны 31,7%. Причем в 2004 году объемы нового лизингового бизнеса увеличились на $3110 млн (прирост 84,4%), а в 2005 году - на $1760 млн (26,1%).
Снижение темповых характеристик, о котором мы предупреждали заранее, тем не менее, насторожило многих специалистов, хотя даже при такой динамике лизинговая индустрия развивается быстрее многих других.
Сокращение темпов обусловлено рядом причин. Прежде всего, необходимо учитывать, что прирастать к меньшим величинам всегда проще. Кроме того, следует принять во внимание финансовые, организационные, временные условия ведения лизингового бизнеса. По моим расчетам, сокращение темпов роста почти на 24% было обусловлено изменениями в условиях заключения договоров лизинга и ценообразовании лизинговых услуг. Имеются в виду такие факторы, как изменения в налогообложении, небольшое увеличение авансоемкости лизинговых проектов, которая в целом ведет к снижению их стоимости. На полгода (с 4,5 до 4 лет) сократились средние сроки договоров лизинга, что также уменьшает стоимость сделок. Происходило сокращение индекса роста цен на оборудование и транспортные средства, менялись условия финансирования лизинговых сделок. Так, годовая стоимость заемных средств уменьшилась более чем на один процентный пункт, уменьшилась величина маржи лизинговых компаний. Среднее значение этого показателя по обследованным нами лизинговым компаниям в 2002-2004 годах было примерно одинаковым - на уровне 3,7-3,8% без учета расходов по налогам и страхованию. Однако следует иметь в виду, что в течение этого периода сроки договоров лизинга росли, а значит, возрастали риски. Следовательно, лизингодатели в маржу закладывали премию за повышенный риск. Тем не менее средняя ставка маржи не увеличивалась. По результатам 2005 года средневзвешенный показатель маржи составил 3%.
Может возникнуть вопрос, могут ли применять фискальные органы санкции к лизинговым компаниям, если величина их маржи существенно отклоняется от среднерыночного уровня, исходя из норм, закрепленных в Налоговом кодексе (п. 3 ст. 40). Необходимо иметь в виду, что НК регулирует случаи, "когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги". Как видно из процитированной нормы, ее действие распространяется на ситуацию, связанную с ценой лизинговой услуги.
Но маржа (вознаграждение) лизингодателя - это только один из элементов цены. По нашим расчетам, среднегодовое номинальное удорожание лизинга по сравнению с первоначальной стоимостью имущества составляло в 2003 году 11,9%, в 2004 году - 9,8%, в 2005 году - 8,5%. Для объективной оценки размера удорожания лизинговой сделки необходимо в обязательном порядке вычитать из общей суммы удорожания сумму авансового платежа; налог на имущество, поскольку при любой схеме приобретения оборудования (по лизингу или за счет кредита) предприятию придется уплачивать и налог на имущество; в отдельных случаях расходы по страхованию.
С учетом соответствующих вычетов показатель реального (объективного) среднегодового удорожания был большим. Так, в 2003 году он составлял 12,45%, в 2004 году - 10,5%, а в 2005 году - 9,6%.
Вместе с тем следует иметь в виду, что показатель удорожания лизинговой сделки не всегда следует рассматривать в виде основного и единственного критерия, определяющего выбор лизингополучателя. Дело в том, что отдельные схемы лизинга могут первоначально показаться даже более дорогими для конечного пользователя, но, несмотря на это, становиться и более привлекательными. Как показывает анализ, в России постепенно формируется среда хозяйствующих субъектов, для которых главным фактором при выборе партнера по лизинговому бизнесу становится возможность использования на практике оригинальных схем проведения лизинговых операций и получение максимума услуг, что в конечном итоге приводит к удешевлению инвестиционных проектов.
Нередко звучащие в последнее время в прессе заявления о том, что лизинговый рынок будет в ближайшие несколько лет постоянно развиваться со скоростью 30-40%, - наше общее желание, и очень хотелось бы, чтобы эти прогнозы подтвердились. Полагаю, что в дальнейшем ценовые (экстенсивные) факторы расширения лизингового бизнеса будут постепенно сокращаться. Их снижение обусловлено ростом конкуренции, сокращением стоимости заимствований, уменьшением маржи лизингодателей и т. д.
Необходимо констатировать, что при всей успешности российского лизинга ему пока присущи резкие скачки в той или иной отрасли. Например, в 2004 году на $1,5 млрд вырос лизинг железнодорожного подвижного состава, а затем величина прироста стабилизировалась. Возможно, величина ежегодного прироста $1,5-2 млрд и есть искомый норматив инвестиционного лизингового развития этого сегмента рынка. В 2005 году лизинг автотранспорта вырос сразу на $1,1 млрд. Полагаю, что показатель 2006 года закрепит эту тенденцию.

Инвестиционный инструмент
Значимость лизинга в ВВП - это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость лизингового рынка. В экономически развитых странах данный показатель находится на уровне 2-3%. Например, в Великобритании - 3,15%, Италии - 3,12%, Австрии - 2,72%, Германии - 2,19%, США-1,91%. В Российской Федерации он пока немногим более 1%.
Следующий показатель-удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды. Он также определяет важнейшие макроэкономические тенденции. Так, в США в течение ряда лет этот показатель был на уровне 29-31%, в Великобритании в 2005 году он соответствовал 24,8%, в Италии -19,2%, в Германии -18,6%. Это агрегированный показатель, но его можно с пользой для прикладных и аналитических целей трансформировать в дифференцированный по различным видам лизингового имущества, по регионам, а также учитывать в рамках микроэкономических процессов на уровне предприятий-лизингополучателей.
В настоящее время уровень Российской Федерации по объему лизинговых операций, удельным показателям лизинга в ВВП и инвестициях в основные фонды (около 7%) соответствует Нидерландам.
Для сравнения динамических рядов макроэкономических показателей, представленных в таблице "Лизинг в макроэкономических показателях", необходимо иметь в виду, что объем ВВП включает НДС, а инвестиции учитываются без НДС. Соответственно нами ведется и расчет удельных показателей лизингоемкости - с поправкой на величину ставки НДС по годам, а также с корректировкой на величину преференций, которые получали по уплате этого налога отдельные лизинговые компании.
При расчете удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций следует учитывать структуру инвестиций в основной капитал, и тогда инвестиционную активность лизингового бизнеса характеризуют удельные показатели лизинга в соответствующих группах основных средств.
По нашим расчетам, удельный вес лизинга машин, оборудования и транспортных средств достиг в нашей стране почти 15%, то есть каждый седьмой рубль в инвестиции - лизинговый!
Экономика страны, как известно, прирастает регионами, поэтому большое значение имеет региональная инвестиционная лизинговая деятельность. Причем важно учитывать не столько место регистрации лизинговой компании, сколько регион, где она осуществляет свою практическую деятельность. Одной из особенностей развития российского лизинга последних нескольких лет стала определенная передислокация бизнеса. Не случайно многие столичные компании открыли филиалы и представительства во многих городах, и это позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг.
Крайне важно для формирования различных сегментов рынка и определения отраслевых пропорций рассчитать влияние лизинга в инвестициях в отраслях экономики. Сопоставив стоимость новых договоров лизинга (без НДС) с данными Росстата за 2002-2004 годы, нам удалось определить инвестиционную значимость лизинга профильного имущества по ряду отраслей российской экономики.

В поставщики выбирают своих
В 1990-х годах более 4/5 оборудования, приобретаемого российскими лизинговыми компаниями для своих клиентов, изготавливалось за рубежом. После девальвации рубля цены на импортное оборудование, ввозимое в нашу страну, в одночасье увеличились вчетверо. В то же время стоимость продукции, произведенной на этом оборудовании, увеличилась всего в 2-2,5 раза. Соответственно, у многих российских предприятий-лизингополучателей непропорционально возросла кредиторская задолженность и ухудшились по не зависящим от них причинам результаты текущей финансовой деятельности.
Следствием сложившихся тогда обстоятельств явились уменьшение темпов роста всей лизинговой индустрии и изменения в структуре закупок оборудования. Лизинговые компании стали заключать по указаниям лизингополучателей значительно больше договоров купли-продажи оборудования, изготовленного в России. Участники лизинговых сделок, и раньше не страдавшие невнимательностью, стали более разборчивы при анализе соотношения цены и качества оборудования. И это, безусловно, нашло отражение в выработке стратегии и тактики покупки необходимого оборудования.
В 2002 году удельный вес импортного оборудования, передаваемого в лизинг, составлял, по моим расчетам, 61,3%, а в 2003 году этот показатель соответствовал уже 51,9%, в 2004-м-46,7%, а в 2005-м-45,5%. Во многом такое существенное изменение пропорций определялось ростом поставок по лизинговым сделкам ряда дорогостоящих видов имущества (в частности, железнодорожного подвижного состава, судов, авиатранспортных средств, автотранспорта для перевозки грузов, изготовленных в России).
Вместе с тем преобладающее количество различных видов технологического оборудования, изготовленного за рубежом, занимало и по-прежнему занимает доминирующие позиции на российском рынке лизинговых услуг, даже несмотря на более высокую стоимость по сравнению с отечественным оборудованием. Во многих случаях это объективно и экономически оправданно. Дело в том, что в цене оборудования сфокусированы его потребительские свойства, прежде всего качество продукции, изготовленной на этом оборудовании. Для лизинга это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку высокое качество напрямую влияет на ликвидность продукции. А это означает, что у лизинговых компаний появляются дополнительные гарантии наполняемости денежных потоков по лизинговым сделкам и их непрерывности, то есть гарантии своевременного и полного выполнения лизингополучателем принятых обязательств по договору лизинга.
Наиболее высок уровень поставок импортного оборудования в тех лизинговых компаниях, которые созданы с участием зарубежного капитала, а также в компаниях, работа которых нацелена на поставку высокотехнологичного оборудования и дорогостоящего оборудования, транспортных средств с высокими потребительскими свойствами.
Большой популярностью и спросом у российских лизингополучателей пользуются строительная техника Caterpillar, различные виды кранов Liebherr; деревообрабатывающие станки Michael Weinig, IMA Maschinenfabrik Klessmann, Wilhelm Altendorf Homag-Gruppe, G.Simpelkamp; средства связи и телекоммуникаций Cisco, Alcatel; полиграфическое оборудование Heidelberg, Koening & Bauer, Winmoller & Holsher, Sakurai Graphic Systems Corp. и т. д.
Однако следует учитывать, во-первых, изменение структуры импорта и рост заинтересованности лизингополучателей в оборудовании из ряда азиатских стран; во-вторых, расширение лизинговых операций с участием зарубежных лизинговых компаний, когда поставщиками оборудования и транспортных средств становятся российские товаропроизводители.

Портфели разбухают
Основным объемным показателем, который учитывается в лизинговых ассоциациях США, в Европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope), является объем нового бизнеса (new production), то есть стоимость новых заключенных договоров в течение отчетного года. Другой объемный показатель - это так называемый outstandings (неоплаченный долг, неполученные деньги), то есть сумма платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям, то есть величина портфеля. В российской практике используется несколько подходов к определению портфеля. Первый - на основе объемов продаж, то есть первоначальной стоимости имущества, приобретенного у поставщиков (продавцов), за исключением той части, которая уже была оплачена лизингополучателями. Эта методика привязана к учету объемов продаж фирм-производителей. Она объективно учитывает портфель, не принимая во внимание доходность.
Второй - на основе обязательств лизингополучателей по действующим договорам, то есть с учетом объемов реальных инвестиций в народное хозяйство страны. Дело в том, что первоначальная стоимость - это большая, но только часть реальной цены имущества, за которое платит лизингополучатель. Как видно, эта методика корреспондирует с методикой Leaseurope.
Третий - с учетом стоимости действующих (текущих) договоров лизинга за минусом авансовых платежей. Эта методика оценки слабо отражает реальную величину портфеля.
Мы сделали соответствующие расчеты по второму варианту. Величина совокупного лизингового портфеля в целом по стране на начало 2006 года была рассчитана на основе информации, представленной почти всеми лизингодателями, об обязательствах лизингополучателей по действующим договорам лизинга. Имеется в виду сумма платежей, которые еще предстоит выплатить (см. Тор-100).
Полагаю, что рейтингование лизинговых компаний по стоимости портфеля действующих договоров представляется более осторожным и взвешенным по сравнению с оценкой по стоимости новых заключенных и профинансированных договоров, поскольку сглаживаются показатели, являющиеся результатами вспышек деловой активности отдельных компаний. Мировая практика лизинговых отношений свидетельствует о том, что у ведущих зарубежных лизингодателей обязательства лизингополучателей превышают объемы нового бизнеса в 2,5-4 раза. У ряда ведущих отечественных лизинговых компаний наблюдается аналогичная статистика. Это обстоятельство чаще всего предполагает стабильность развития договорных отношений и их предсказуемость, поступательное увеличение объемов бизнеса. Вместе с тем расчеты показывают, что в целом по нашей стране первый показатель превышает второй примерно в полтора раза. Во многом это обусловлено значительными темпами роста нового бизнеса в 2004-2005 годах. В результате с учетом сложившихся пропорций удалось установить, что портфель всех действующих договоров лизинга в России составлял к началу 2006 года $12 340 млн, включая НДС.

[Графические материалы:
Удельный вес лизинга профильного имущества в общем объеме инвестиций по отраслям экономики в 2002-2004 годах (%)
Лизинг в макроэкономических показателях в 2000-2005 годах
Лизингоемкость инвестиций по федеральным округам российской федерации в 2004-2005 годах
Крупнейшие операторы лизингового рынка по рыночным сегментам
Портфели лизинговых договоров крупнейших лизингодателей (Top-100)

Материал доступен в бумажной версии издания.]