• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деньги любят сильных Инвесторы предпочитают развитые регионы

Ведомости. 2006. № 186. 4 октября

...По мнению президента РСПП Александра Шохина, на определенном этапе "ушедшие в отрыв" регионы начнут подтягивать отставших к своему уровню через систему межрегиональных заказов...

Чем больше инвесторы вкладывают в российские активы, тем быстрее растет расслоение между богатыми и бедными территориями. Львиная доля инвестиций достается небольшой группе экономически развитых регионов. Россия обречена на несколько десятилетий такого развития, предупреждают эксперты.

На форуме "Кубань-2006" президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представил материалы о политике привлечения инвестиций в регионы. Финансового капитала в стране слишком мало, чтобы территории развивались одинаково динамично, говорится в докладе. Разрыв в объемах инвестиций на душу населения между субъектами Федерации достигает 150 раз. По данным Института регионального развития, свыше половины инвестиций приходится на 20% регионов-лидеров, а 20% аутсайдеров привлекли менее 3%. Бюджетных же ресурсов недостаточно, чтобы сократить расслоение регионов. В результате Тюменская область по валовому региональному продукту по паритету покупательной способности соответствует Нидерландам и Канаде, Москва - Португалии, Татарстан и Ленинградская область - Хорватии и Эстонии. Примерно две трети регионов со средним уровнем развития близки к Румынии и Венесуэле, треть слаборазвитых соответствуют Вьетнаму и Гондурасу, а самые отсталые (Ингушетия и Тува) - Непалу и Кении. Ситуацию, по словам Дмитриева, усугубляет то, что в России не кадры следуют за инвестициями, а инвестиции - за кадрами. "Поляризация в развитии регионов неизбежна", - обозначил тенденцию Дмитриев. "Социально опасной" называет ее директор "Юникон-Консалтинга" Елена Московская.
Экономическое неравенство территорий увеличивается, несмотря на растущие суммы федеральной поддержки, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Межбюджетные трансферты в 2007 г. увеличатся на 13% по сравнению с этим годом и достигнут 599 млрд.руб. На 730 млрд. руб. будет реализовано федеральных целевых программ и внепрограммных инвестиций в основные фонды. Не все аналитики одобряют такую политику государства. "В России бездумное, направленное против экономического роста перераспределение доходов через федеральный бюджет", - считает директор Института регионального развития Булат Столяров. Это разрушает стимулы к развитию сильных регионов, но не решает проблем неравенства, объясняет он. Иностранные инвестиции, концентрируясь в столичных мегаполисах, ресурсодобывающих и портовых регионах, только усиливают расслоение, добавляет Московская.
Но ректор Академии народного хозяйства Владимир May убежден, что экономический рост страны нельзя приносить в жертву выравниванию уровней экономического развития. "Общая динамика ВВП сейчас важнее относительного обнищания части регионов", - говорит он. Смягчить процесс расслоения могут региональные власти, считает исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса России Андреас Романос. По его словам, налоговые льготы интересуют предпринимателей меньше, чем отсутствие бюрократических барьеров и чиновничьих поборов, наличие инфраструктуры и качественных проектов. С ним соглашается Николас Кнауф, совладелец фирмы Knauf, который утверждает, что роль федеральных властей сегодня сводится к совершенствованию законодательства, а ключ к привлечению инвестиций - в руках губернаторов и мэров. По мнению президента РСПП Александра Шохина, на определенном этапе "ушедшие в отрыв" регионы начнут подтягивать отставших к своему уровню через систему межрегиональных заказов.
Столяров говорит, что власти на местах довольно широко используют арсенал инструментов для привлечения инвестиций. 73% регионов практикуют льготы по налогу на прибыль, имущество и землю, 61% - предоставляют госгарантии по займам, 60% - соинвестируют в проекты с бизнесом, 50% - выделяют инвестиционные налоговые кредиты, 43% - субсидируют процентные ставки. Проблема, однако, в том, что привилегии на местах чиновники предоставляют для "своих" фирм, замечает Столяров. Тем самым нарушается равенство конкуренции. "Надо в использовании инвестиционных механизмов в регионах переходить от разрешительного принципа к заявительному и сделать непрозрачный порядок "для своих" открытым режимом для всех", - считает Столяров. А Шохин предлагает проводить отдельные конкурсы по размещению ОЭЗ в депрессивных регионах. У властей не должно быть иллюзий - как минимум на два десятилетия страна обречена на поляризацию регионов, резюмирует Зубаревич. При этом она не исключает, что конфигурация лидеров, середняков и аутсайдеров будет меняться.