• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Половина предприятий РФ не готова к обострению конкуренции

Альянс Медиа. 2006. № 12:09. 5 октября

...Результаты проекта «Конкурентоспособность российского менеджмента как фактор конкурентоспособности предприятий» в среду, 4 октября, в рамках круглого стола «Стратегический аудит России» представила старший научный сотрудник группы мониторинга поведения предприятий Института анализа предприятий и рынков Государственного университета - Высшей школы экономики Виктория Голикова...

Высшая школа экономики и Всемирный банк провели исследование российских предприятий с целью определения способов повышения их конкурентоспособности. Результаты проекта «Конкурентоспособность российского менеджмента как фактор конкурентоспособности предприятий» в среду, 4 октября, в рамках круглого стола «Стратегический аудит России» представила старший научный сотрудник группы мониторинга поведения предприятий Института анализа предприятий и рынков Государственного университета - Высшей школы экономики Виктория Голикова.
Она сообщила, что в обследовании приняло участие 1 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности с численностью занятых свыше 100 человек в 49 регионах России. Оно было проведено с 2000 по 2006 гг.
Исследование показало, что половина российских предприятий ориентируется на выпуск традиционной продукции массового спроса. Только четверть выпускает инновационную продукцию, несколько меньше – продукцию по аналогам ведущих мировых компаний, а часть предприятий даже не смогла определить свое позиционирование на рынке.
Подавляющее большинство российских промышленных предприятий своим конкурентным преимуществом считает хорошее соотношение цены и качества. Другие элементы конкурентоспособности продукции, такие как дизайн, быстрая реакция на запросы потребителей, внедрение новой продукции, имеют, по словам В.Голиковой, гораздо меньшее значение для позиционирования российских предприятий на рынке.
Исследование показало, что десятая часть промышленных предприятий вообще не сравнивает свою позицию на рынке с конкурентами, почти половина российских промышленных компаний не отслеживает действия зарубежных конкурентов. Таких компаний, отметила В.Голикова, больше всего в сфере пищевой, текстильной и швейной промышленности, среди предприятий с численностью до 500 человек и находящихся в небольших населенных пунктах, удаленных от региональных центров.
Также В.Голикова отметила позитивные тенденции в повышении уровня квалификации менеджеров российских предприятий. Так, за пять лет выросло количество топ-менеджеров, которые получили высшее экономическое образование за рубежом, растет и число менеджеров, получивших профильную подготовку в России, а также специалистов, получивших в России МВА. При этом уровень подготовки менеджеров выше на тех предприятиях, которые входят в состав интегрированных структур.
При оценке конкурентоспособности предприятий было выделено три группы компаний: лидеры (17%), аутсайдеры (26%) и средняя группа (57%). Исследование показало связь конкурентоспособности предприятия с квалификацией его менеджеров: на конкурентоспособных предприятиях доля менеджеров с МВА и тех, кто имеет опыт работы в иностранных компаниях, существенно выше. При этом была отмечена серьезная проблема с уровнем квалификации среднего звена управления, которая касается не только компаний-аутсайдеров, но и лидеров. Эта проблема связана с тем, что на рынке труда не хватает квалифицированных кадров в этой сфере, а кроме того, на предприятиях не развита и система внутреннего обучения.
Как рассказала В.Голикова, по сравнению с 2000 годом не увеличилась доля компаний, имеющих стратегические планы развития на 3-5 лет: их по-прежнему 40-45%. При этом наличие такого плана способствует более эффективной работе по совершенствованию менеджмента всех направлений, подчеркнула она.
Сравнение предприятий лидеров и аутсайдеров показало, что лидеры более активны в совершенствовании менеджмента, однако эта работа не сбалансирована: основное внимание уделяется контролю качества и учету затрат и доходов по видам продукции, мала доля предприятий, которые занимаются развитием потенциала своих сотрудников, недостаточны вложения в развитие брендов компаний, незначительное число предприятий имеет развитую систему логистики. Наименьшей популярностью пользуется такое направление, как аутсорсинг бизнес-процессов.
В.Голикова отметила позитивную динамику во внедрении международных сертификатов качества управления по стандартам ISO в 2005 году по сравнению с 2000 годом, а также позитивную динамику во внедрении интегрированных информационных систем управления.
Подводя итоги представленного исследования, В.Голикова сообщила, что не менее половины российских предприятий следует инерционной стратегии развития и не готова к обострению уровня конкуренции. В условиях глобализации экономики менеджмент подавляющего большинства российских промышленных предприятий неконкурентоспособен, а предпринимаемые усилия по его совершенствованию недостаточны и не носят системного характера. Больше всего проблем сосредоточено в среднем звене управления, уровень квалификации которого неудовлетворителен, а масштабы инвестиций в переподготовку и повышение квалификации специалистов недостаточны. Конкурентоспособность предприятий позитивно связана со следующими факторами менеджмента: позиционированием на выпуске инновационной продукции; систематизацией бизнес-процессов и внедрением международных стандартов качества управления ISO; уровнем развития информационных технологий в управлении; наличием менеджеров с российским MBA; наличием маркетингового подразделения в структуре предприятия. Существенными факторами являются также отсутствие в последние годы процессов передела собственности, отметила В.Голикова.