• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Грузия выдержит российские санкции

Ведомости. 2006. № 188. 6 октября

...Российские санкции, прежде всего запрет на денежные переводы и ужесточение миграционного законодательства, бьют по больному месту грузинской экономики, уверен главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков...

Экономика Грузии не так сильно зависит от России, как принято считать. Вопреки расхожему мнению, республика экспортирует железа и стали больше, чем вина и воды, а самолетов - больше, чем фруктов и орехов. Российские санкции будут болезненны. Но их негативный эффект может быть ослаблен за счет активизации связей Грузии с третьими странами, полагают эксперты.

Политические разногласия с Россией оказались серьезной проверкой на прочность для грузинской экономики. В марте Россия прекратила импорт грузинского вина и минеральных вод. Еще раньше был запрещен импорт грузинских фруктов. А на днях Россия заявила о прекращении железнодорожного, морского и воздушного сообщения с Грузией, запрете почтовых денежных переводов и предстоящем ужесточении иммиграционного законодательства. А Reuters вчера со ссылкой на Рено Малазонию, президента грузинской компании Energy Invest, сообщило о намерении "Газпрома" повысить цену на газ с $110 до $170-250 за 1000 кубометров. Правда, пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера Сергей Куприянов заявил "Ведомостям", что эта информация не соответствует действительности.
Несмотря на болезненность санкций, экономика Грузии способна выдержать удар: ее зависимость от России не так велика, как принято считать. Вопреки имиджу сельскохозяйственной страны основа грузинского экспорта - черные металлы, точнее - металлолом. По данным Национального бюро статистики Грузии, в 2005 г. их экспорт составил $167,7 млн, в то время как алкогольных и безалкогольных напитков и спирта - $164,3 млн. Фрукты и орехи, хотя и являются традиционно важным компонентом экспорта ($76,9 млн), в 2005 г. уступили 3-е место летательным аппаратам и их компонентам ($78,5 млн). Покупают грузинские товары далеко не только россияне: например, черные металлы преимущественно экспортируются в Турцию, говорит член Грузино-российского бизнес-совета Георгий Бадзгадзе. По его словам, крупнейшие грузинские предприятия ориентированы не на российский рынок Основные покупатели продукции Руставского металлургического комбината и Зестафонского завода ферросплавов - Турция и Иран. Тбилисский авиационный завод, где при СССР производились штурмовики Су-25, занят ремонтом и поставкой запчастей для этих самолетов в страны третьего мира, рассказал источник, близкий к "Рособоронэкспорту". По его мнению, завод продолжит свою работу, несмотря на российские санкции, переориентировавшись на покупку необходимых комплектующих у Украины.
Тем не менее именно пищевая промышленность росла быстрее всего, обеспечивая рост грузинского ВВП в 2001-2005 гг. на 5-9%. Например, экспорт напитков в 2005 г. по отношению к 2004 г. вырос на 62,8%, орехов и фруктов - в 3,6 раза, в то время как поставки железа и стали увеличились на 19,2%. А после введения Россией санкций поставки за рубеж напитков упали во II квартале 2006 г. на 82%, фруктов и орехов - более чем вдвое. В сентябре 2006 г. для поддержки крестьян Кахетии президенту страны Михаилу Саакашвили даже пришлось обратиться к грузинским бизнесменам с просьбой купить хотя бы по 10 т винограда.
Зависимость страны от внешнего мира очень велика. По данным Национального бюро статистики Грузии, в 2005 г. грузинский экспорт ($866 млн) составил лишь около 34% от грузинского импорта. В I квартале 2006 г. экспорт ($221 млн) не превышал 32% импорта, а во втором - 27%. Первый замминистра экономики Грузии Натия Турнава признает, что значительное отрицательное сальдо компенсируется поступлением средств из-за рубежа. Отрицательный баланс счета текущих операций Грузии составлял в 2005 г. $688 млн - это более 10% ВВП. По оценкам грузинского правительства, граждане Грузии, работающие в России, перевели в 2005 г. на родину около $300 млн. А российская Федеральная миграционная служба называла ранее цифру $1,2 млрд. Российские санкции, прежде всего запрет на денежные переводы и ужесточение миграционного законодательства, бьют по больному месту грузинской экономики, уверен главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков.
Турнава все равно рассчитывает, что санкции не дестабилизируют социальную ситуацию в Грузии, поскольку рост экономики, ожидаемый в этом году на уровне не менее 10%, создаст рабочие места. А Бадзгадзе говорит, что грузинский бизнес найдет возможность работать с Россией через третьи страны.