• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы не отстать навсегда

Профиль. 2006. № 38. 16 октября

...По мнению модератора конференции председателя правления РИО-Центра, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игоря Юргенса, задача перевода экономики страны на инновационный путь развития, снятия зависимости от сырьевого сектора осознана на государственном уровне, причем "в полной мере". О необходимости ее решения не раз говорил президент Путин, а правительство, как считает Юргенс, делает в этом направлении конкретные шаги. Помимо принятия госпрограммы по созданию технопарков в сфере высоких технологий это и образование Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологии, и введение льготного налогового режима для ИТ-компаний...

Пожалуй, впервые так близко от Кремля и на столь высоком экспертном и корпоративном уровне состоялся предметный разговор о путях перехода России от "экономики углеводородов" к "экономике знаний".

Это было сделано на международной конференции "Новая экономика, знание, технологии", прошедшей 9 октября в столичном Манеже. Организаторами выступили британская компания Eventica (ежегодно проводящая Российский экономический форум в Лондоне) и российский Центр развития информационного общества (РИО-Центр). Мероприятие собрало свыше 600 человек - представителей ведущих компаний высокотехнологичного сектора, экспертов, чиновников, журналистов.
Российская власть, увы, пока больше интересуется "сырьевыми" форумами (состоявшийся на прошлой неделе в Петербурге Международный лесной форум собрал целый сонм чиновников и депутатов). На конференции в Манеже она была представлена в основном людьми, которые занимаются "экономикой знаний" в рамках прямых служебных обязанностей (министры Леонид Рейман и Андрей Фурсенко, заместитель главы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов). Первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев, который должен был открывать пленарное заседание, появился лишь на торжественном ужине для участников конференции, где, заняв место за столом рядом со специально прилетевшим на конференцию из Германии экс-канцлером Герхардом Шредером, произнес свою "утреннюю" речь. Высокие оценки, прозвучавшие из его уст - и о важности прошедшей конференции, и о возрастающей роли инновационного подхода ("лежит в основе развития большинства отраслей национальной экономики России"), - выглядели для нее (российской экономики) явным авансом.
Ведь "новой экономики" в народном хозяйстве нашей страны пока очень мало: по данным министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, доля информационно-коммуникационных технологий в структуре ВВП составляет лишь 5%. И хотя она имеет тенденцию к увеличению (темпы роста в отрасли связи и ИТ в последние шесть лет превышают рост экономики страны в среднем в 4 раза), Россия на мировом фоне остается высокотехнологичным карликом. По данным МЭРТ, объем отечественного высокотехнологичного экспорта достигает в последние годы $2,5-3 млрд., что составляет лишь 0,13% мирового экспорта.
Россия догоняет Запад только в двух отраслях экономики -- информационных технологий и пищевой промышленности, во всех других разрыв продолжает увеличиваться, констатировал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Но тут же несколько успокоил: основные элементы национальной инновационной системы "если не созданы в полном объеме, то по крайней мере обозначены". К таковым он отнес создающиеся или уже действующие составные технологической инфраструктуры сферы ИТ (технопарки, инновационные центры, технико-внедренческие зоны), а также "элементы финансовой инфраструктуры". Увы, банкиры и люди из Минфина на мероприятие не пришли, так что об их интересе к "новой экономике" узнать не удалось. В отсутствие законодателей (те тоже не смогли преодолеть 200 метров от Госдумы до Манежа) Фурсенко выразил надежду, что те все же не подкачают: дооснастят наконец Гражданский кодекс РФ IV частью, призванной "дать нам очень важный инструмент защиты интеллектуальной собственности".
Но чтобы эта самая интеллектуальная собственность в стране приумножалась, она должна не только быть защищена, но и постоянно воспроизводиться. С этим тоже не так просто: одной из ключевых преград на пути строительства "новой экономики" стало повсеместное снижение качества образования, не заточенного под требования современной науки и экономики. Наглядное проявление этого - острый дефицит квалифицированных кадров в России, на что жаловался чуть ли не каждый из выступивших топ-менеджеров высокотехнологичных компаний (Google, Яndex, "Голден Телеком", Motorola, "ВымпелКом", Hewlett-Packard, British Telecom).
О том, к чему приводит недофинансирование инноваций, рассказал экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. Запоздалое подключение Германии к глобальной гонке по пути в "общество знаний" привело к тому, что немцев опередили в инновациях Швеция и Финляндия, а по объемам инвестиций в НИОКР ФРГ сейчас вдвое отстает от Китая. И теперь, дабы "не отстать навсегда", Германия, указал Шредер, должна поднять к 2010 году расходы на НИОКР с нынешних примерно 3% до 4% ВВП.
В России о выходе на 3-4% никто пока и не мечтает; по данным МЭРТ, доля расходов на НИОКР зафиксировалась на уровне чуть выше 1% от нашего в общем-то небольшого (втрое меньше германского) ВВП. Но, рассуждали участники конференции, проблема ведь не только в дефиците финансирования, но и в верном определении стратегических рубежей, которые должна взять в ближайшие годы Россия, чтобы не отстать навсегда. По мнению замглавы МЭРТ Андрея Шаронова, сами по себе административные и финансовые рычаги ситуацию вряд ли кардинально изменят; важно выработать и реализовать новые подходы. К примеру, считает он, России не стоит соревноваться с Индией по части "создания ширпотреба в области информационных технологий"; "мы должны ориентироваться на эксклюзив, на инжиниринг, а не на тиражирование".
Конечно, согласился с ним Леонид Рейман, со стороны государства важно обеспечить условия для "естественного" роста инноваций, однако и исторический опыт - когда страна достигала успехов за счет концентрации усилий на решающих участках - тоже игнорировать не следует. Вслед за чем бизнесмены, эксперты и чиновники стали оживленно обсуждать, куда и как эффективней потратить бюджетные деньги, как лучше функционировать венчурным фондам (идти ли, например, по германскому пути, когда фонд сначала создается как государственный, а затем приватизируется) и т.д.
А вот какой вопрос поставил в своем выступлении губернатор Пермской области Олег Чиркунов: "Не превратятся ли создаваемые в России технопарки в фермы по выращиванию и продаже мозгов на Запад? А ведь наша задача - самим выстраивать какие-то цепочки, становиться мозгом, управляющим какими-то процессами... Может быть, в этом и есть обязанность государства - создавать такие цепочки?" Единственный из прибывших на конференцию региональных лидеров, Чиркунов неожиданно для всех заявил, что "новая экономика" не может быть создана без "нового государства"; не станет эта самая экономика конкурентоспособной, если государство не допустит конкуренцию внутри самого себя - "когда одна школа конкурирует с другой, одна больница - с соседней" и т.д.
Опасения Чиркунова, а также других участников конференции, обеспокоенных перспективой превращения России в "интеллектуальную колонию Запада", попытались развеять министры. По мнению Фурсенко, ничего плохого в том, что наши технологии реализуются на Западе, нет. "Если мы можем дорого продать наши разработки, то необязательно налаживать производство здесь. И если мы можем дешево что-то купить за рубежом, то не обязательно придумывать свой велосипед". Одним словом, нормальное мировое разделение труда. О динамике экспорта информационных и телекоммуникационных технологий поведал Леонид Рейман: прирост в последние годы составляет 80-100% в год, а это значит, что объем высокотехнологичного экспорта из России к 2010 году может достигнуть $15 млрд. Вполне соизмеримая величина с экспортом углеводородов.Развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий, отмечалось на конференции, стало одним из приоритетов экономической политики государства. И в результате бизнес адекватно реагирует на происходящие изменения: в 2005 году иностранные инвестиции в секторе информационных технологий составили около 75 млрд. рублей, а российские - около 120 млрд. рублей.
По мнению модератора конференции председателя правления РИО-Центра, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игоря Юргенса, задача перевода экономики страны на инновационный путь развития, снятия зависимости от сырьевого сектора осознана на государственном уровне, причем "в полной мере". О необходимости ее решения не раз говорил президент Путин, а правительство, как считает Юргенс, делает в этом направлении конкретные шаги. Помимо принятия госпрограммы по созданию технопарков в сфере высоких технологий это и образование Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологии, и введение льготного налогового режима для ИТ-компаний.
"Важно заинтересовать российский бизнес в развитии и внедрении высоких технологий, определить дальнейшие меры, необходимые для формирования государственно-частного партнерства в этой сфере, привлечь в Россию зарубежные компании, работающие в области информационных технологий, и использовать их опыт", - подчеркнул Юргенс.
О том, что этот процесс ускоряется, сообщил глава компании "Cisco Россия и СНГ" (одного из спонсоров конференции) Боб Эйджи. Cisco собирается в ближайшем будущем создать в России совместный венчурный фонд, а также принять участие в становлении особой экономической зоны в Зеленограде, открыв там корпоративный центр клиентского обслуживания.
Кстати, как сказали на конференции, государство намерено вложить в создание инженерной и социальной инфраструктуры ИТ-технопарков порядка $ 1 млрд. Туда, по идее, хлынут российские и иностранные компании, которые, по прикидкам ведомства Реймана, к 2011 году создадут около 75 тыс. рабочих мест, а выпуск высокотехнологичной продукции доведут в денежном выражении до 117 млрд. рублей.
Пока же, по данным МЭРТ, объем отечественного высокотехнологичного экспорта в 13 раз меньше, чем у Малайзии и Китая, втрое меньше, чем у Филиппин и в 4,5 раза меньше, чем у Таиланда.
Через день после завершения конференции в Манеже глава МЭРТ Герман Греф подтвердил сказанное на конференции коллегой Рейманом: в России в ближайшие месяцы будут созданы Федеральное агентство по экспорту высоких технологий и Государственная корпорация развития, призванные сыграть важную роль в повышении конкурентоспособности российских товаров в сфере ИТ на мировом рынке. Если все пойдет, как намечает правительство, через десять лет доля России в мировом экспорте высоких технологий увеличится примерно в 76 раз, то есть примерно до 10%. Интересно, произойдет ли к тому времени сокращение в российском экспорте доли углеводородов и сырья?