• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фискальная перегрузка Александр Шохин защищает интересы социально ориентированного бизнеса

Единая Россия. 2006. № 40. 16 октября

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает действующее налоговое бремя для многих российских предпринимателей избыточным. Он предлагает снизить фискальную нагрузку на бизнес, оказывающий своим работникам дополнительную социальную поддержку. В РСПП считают инициативу актуальной и попытаются пролоббировать предложения на ближайшей встрече представителей российского бизнеса с Президентом Владимиром Путиным.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает действующее налоговое бремя для многих российских предпринимателей избыточным. Он предлагает снизить фискальную нагрузку на бизнес, оказывающий своим работникам дополнительную социальную поддержку. В РСПП считают инициативу актуальной и попытаются пролоббировать предложения на ближайшей встрече представителей российского бизнеса с Президентом Владимиром Путиным.
Шохин выступает за снижение единого социального налога (ЕСН) с нынешних 26 до 13-14%. О явно завышенной ставке ЕСН предприниматели говорят давно и обещают в случае ее снижения отказаться от "серых" зарплатных схем. Кроме того, в РСПП считают целесообразным введение дифференцированных налоговых льгот для бизнесменов. Речь идет о том, чтобы уменьшить взимаемый ЕСН как раз на размер дополнительных отчислений на социальные нужды.
Второй пакет инициатив РСПП касается налога на добавленную стоимость. Александр Шохин считает, что снижение НДС и введение льгот по налогу поможет правительству выработать гибкую и понятную промышленную политику. Между тем в правительстве уверены, что вопрос можно будет рассматривать не раньше 2009 года, а вводить дополнительные льготы по налогу и вовсе нецелесообразно. Вопреки неоднократным требованиям председателя правительства Михаила Фрадкова в Минфине отказываются от новых налоговых льгот, предлагая заменить их "плавающими" экспортными пошлинами. Подчиненные Алексея Кудрина убеждены, что этой меры будет вполне достаточно для дифференцированной поддержки инновационных отраслей экономики. На последней встрече с Президентом Владимиром Путиным министр признался, что рекомендации депутатских групп (в том числе и фракции "Единая Россия") о необходимости перераспределении бюджетных расходов с одних отраслей на другие не вызвало особого энтузиазма в Минфине. В главном финансовом ведомстве страны по-прежнему обеспокоены дополнительными расходами бюджета на социальные нужды, которые, как здесь считают, осложняют борьбу с инфляцией и поддержание стабильного курса национальной валюты. Понятно, что очередные предложения, на этот раз от РСПП, связанные с дополнительной нагрузкой на бюджет, по традиции будут встречены в Минфине в штыки.
Президент РСПП высказался и по ключевому вопросу во взаимоотношениях крупного бизнеса и власти - трансфертному ценообразованию. Всерьез о трансфертных ценах в России впервые заговорили еще в начале 2004 года, когда аналитики Всемирного банка указали на них как на главный источник незаконных доходов, "черного нала" и коррупции чиновников. До самого последнего времени многие крупные сырьевые компании в России использовали трансферты для так называемой оптимизации налогооблагаемой базы. Большая часть доходов перекладывалась на офшорные структуры, а в бюджет уплачивалась минимальная сумма - по месту регистрации материнской компании на территории России.
В России борьбу с офшорами начали на законодательном уровне. По инициативе единороссов Госдума недавно рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, который освобождает российские компании от уплаты налога на прибыль с получаемых дивидендов. Для выплаты дивидендов компании часто используют аффилированные структуры за рубежом и таким образом экономят на налогах. Позднее часть дивидендов под видом иностранных инвестиций возвращается в Россию. В случае одобрения депутатами законопроекта офшорная схема при выплате дивидендов потеряет свою актуальность. Однако в запасе у "минимизаторов" останутся еще трансфертные сделки, искусственно занижающие стоимость реализуемого за рубежом товара.
Использовать льготные системы налогообложения в России формально не запрещено. Поэтому Александр Шохин предложил заключить по трансфертам публичное соглашение между бизнесом и государством. То есть подписать своего рода джентльменское соглашение о взаимном доверии. Однако замминистра финансов Сергей Шаталов считает, что главным критерием законности сделки является ее экономическое содержание, и поэтому никакие соглашения здесь не помогут. Но это означает, что вопрос о легитимности трансфертных сделок в каждом отдельном случае должны решать контролирующие органы. Между тем в США и Европе законность той или иной схемы минимизации налогов доказывается, как правило, в судебном порядке. И чаще всего именно решение суда становится основанием для пересмотра отдельных положений налогового законодательства.