• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неподъемные инвестиции Требуются для выживания российской инфраструктуры

КоммерсантЪ. 2006. № 206. 2 ноября

..."Ресурсы в распоряжении бюджета выросли с 1999 года пятикратно, - говорит главный экономист УК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - Но вложения в инфраструктуру, которая сейчас так нуждается в инвестициях, росли гораздо медленнее"...

Уже в ближайщее время изношенная инфраструктура начнет накладывать серьезные ограничения на экономическое развитие России. Об этом заявил на днях глава МЭРТа Герман Греф, об этом же предупреждал президент Владимир Путин. Эксперты предупреждают о сильнейшем износе транспортной, энергетической, социальной и коммунальной инфраструктуры. Степень износа в ЖКХ приблизилась к 50% и при сохранении нынешних темпов воспроизводства к 2015 году превысит 60%. По мнению экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), это будет сопровождаться взрывным ростом аварийности. "К концу текущего десятилетия состояние жилого фонда станет одной из ключевых социальных проблем", - предупреждают эксперты ЦМАКП. В ИНФРАСТРУКТУРНОМ СЕКТОРЕ И НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ создался "инвестиционный барьер", преодоление которого становится важнейшей задачей ближайших лет, считают в ЦМАКП. В 2006-2010 годах должны быть найдены и отлажены решения, обеспечивающие привлекательность инфраструктурных компаний, а объем инвестиций должен быть увеличен в разы. Например, инвестиции в электроэнергетику должны вырасти в 2006-2010 годах в два раза и еще во столько же - в 2011-2015 годах. Вложения в транспортную инфраструктуру в соответствующие периоды должны вырасти в 1,7 и 1,8 раза. Только для поддержания текущего уровня добычи углеводородов объем инвестиций должен увеличиваться в 1,3 раза каждые пять лет. ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРА в инфраструктуру сложно. Эта сфера наиболее монополизированная после нефтегазового комплекса, но значительно уступает ему, так же, как и многим другим отраслям, по рентабельности вложений. Государство же пока не обеспечивает нужных вложений - рост инвестиций в дорожную инфраструктуру, например, за прошлый год составил 15% (темп высокий, но все же недостаточный), но в первой половине этого года инвестиции снизились на те же 15%. "Ресурсы в распоряжении бюджета выросли с 1999 года пятикратно, - говорит главный экономист УК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - Но вложения в инфраструктуру, которая сейчас так нуждается в инвестициях, росли гораздо медленнее". На фоне общей удручающей ситуации с инвестициями ярко выделяются частные компании. "В прошлом году инвестиции в энергетику стажировали, - говорит ведущий эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. - Но крупные предприятия вложили в небольшие электростанции, построенные для себя, в два раза больше, чем в 2004 году". НЕОБХОДИМЫЙ РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ слишком велик даже для разбухшего в последнее время российского бюджета. Достаточно сказать, что объем инвестиций, требуемых только лишь для поддержания инфраструктуры в работоспособном состоянии, должен вырасти с $20 млрд в 2005 году до $70 млрд в 2020 году. Но инициатива от бизнеса исходит пока слишком редко, хотя за рубежом около 45% проектов в сфере инфраструктуры обычно инициируются частным капиталом - как правило, это проекты с периодом окупаемости пять-восемь лет.