• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четыре года застоя Российская экономика будет развиваться по инерции

КоммерсантЪ. 2006. № 208. 8 ноября

...Реформы могут начаться и раньше 2008 года, полагает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. Проблемы в энергетическом секторе столь остры, что это вынудит правительство изменить экономическую политику уже в следующем году. Объема производимых энергоресурсов будет не хватать для одновременного увеличения экспорта и снабжения растущей отечественной экономики. Близятся изменения в структуре платежного баланса, которые также могут подтолкнуть правительство к активной политике. Если цены на нефть не будут меняться, то, по оценкам Евгения Гавриленкова, уже в течение одного-двух лет профицит внешней торговли снизится с 12% ВВП до величины в 4-5% ВВП...

Вчера сразу две международные организации обнародовали отчеты, в которых утверждается, что российская экономика достигла пределов роста в своем нынешнем состоянии. Для качественного рывка необходимы структурные реформы, но состояние экономики и конъюнктура сырьевых цен позволяют не проводить их. Эксперты оценивают длительность инерционного периода в срок от одного до четырех лет.
В опубликованном вчера мониторинге российской экономики Международного валютного фонда (МВФ) говорится, что нынешние темпы экономического роста - это предел, которого может достичь российская экономика в ее сегодняшнем состоянии. Инфляция в 2006 году составит 9,3%, а в следующем - 8%. Темпы роста ВВП в 2006-2007 годах будут стабильны - 6,5%. Этого мало для пресловутого удвоения ВВП, но более высокого результата достичь не удастся.
Эксперты МВФ отмечают, что рост экономики обусловлен не только подорожанием нефти, но и тем, что частный сектор развивается благодаря хорошей макроэкономической политике (снижению налогов и стерилизации нефтедолларов). До сих пор российская экономика росла довольно легко благодаря обновлению оборудования на старых площадях. Но дальнейший рост за счет этого фактора невозможен - дальнейшее развитие должно идти за счет увеличения инвестиций и институциональных реформ.
Однако их, скорее всего, не будет. Стагнация в России может продлиться три-четыре года, заявляет в своем докладе консалтинговая компания Control Risks. В течение этого времени правительство сможет с помощью нефтяных денег маскировать отсутствие структурных реформ. Но после удешевления нефти необходимость реформирования пенсионной системы и ЖКХ, а также либерализации энергетики станет очевидной. "Большие контролируемые государством холдинги и высокие нефтяные цены поддерживают опасную иллюзию, что России не нужны структурные изменения, но эта концепция не продержится долго", - говорится в докладе. При таком экономическом климате в ближайшие три-пять лет будет увеличиваться политическая нестабильность, полагают в Control Risks.
В настоящее время структурные реформы в России (кроме реформы банковского сектора) значительно замедлились, констатируют в МВФ. "В предвыборных условиях не стоит ожидать ускорения реформ. Если будет до конца доведена хотя бы реформа местного самоуправления, то это уже был бы большой шаг для страны", - заявил „Ъ" главный экономист представительства Всемирного банка в России Джон Литвак. Социологические опросы показывают, что россияне недовольны положением дел в некоторых сферах жизни, например в образовании и здравоохранении. Они не хотят потрясений, но ждут изменений к лучшему в этих сферах. И новый президент в 2008 году хотя бы на некоторое время получит мандат на проведение реформ.
Реформы могут начаться и раньше 2008 года, полагает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. Проблемы в энергетическом секторе столь остры, что это вынудит правительство изменить экономическую политику уже в следующем году. Объема производимых энергоресурсов будет не хватать для одновременного увеличения экспорта и снабжения растущей отечественной экономики. Близятся изменения в структуре платежного баланса, которые также могут подтолкнуть правительство к активной политике. Если цены на нефть не будут меняться, то, по оценкам Евгения Гавриленкова, уже в течение одного-двух лет профицит внешней торговли снизится с 12% ВВП до величины в 4-5% ВВП. Это приведет к тому, что денежная масса будет расти приблизительно теми же темпами, что и экономика в целом, а значит, теми же темпами, что и спрос на деньги. В результате реальные процентные ставки станут положительными, что приведет к перестройке банковской системы. "Я не прогнозирую кризиса, но многие из существующих сейчас 1200 банков исчезнут", - говорит господин Гавриленков. Однако шансы на то, что власти решатся вырваться из рамок инерционного сценария, осознав его бесперспективность, невелики. Как свидетельствует международный опыт, чаще всего спусковым крючком для реформ является не осознание экономических трендов, а политические обстоятельства. Так, в докладе Всемирного банка "Реформирование инвестиционного климата: руководство для практика" отмечается, что в 50% случаев реформы сдвинулись с мертвой точки после политических изменений в стране, примерно в 40% случаев причиной их начала был экономический кризис, а по 33% набрали такие причины, как новые данные аналитиков и подписание международных соглашений. В России быстрые политические изменения выглядят маловероятными, а от экономических потрясений нас страхуют цены на сырье. Два этих фактора "стабильности" и делают три-четыре года "застоя" почти неизбежными.
м&к