• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между Конго и Андоррой

Независимая газета. 2006. № 243. 9 ноября

...Некоторые руководители отечественных бизнес-сообществ не склонны драматизировать ситуацию. Глава РСПП Александр Шохин, к примеру, "сырьевой национализм", фигурирующий в докладе, считает вполне обоснованным "экономическим патриотизмом". И напоминает, что этим видом патриотизма "страдают" многие европейские страны, которые "активно защищают свои энергетические сети". Шохин считает, что если Россия выйдет в течение 2007 года на рыночную схему продажи своих энергоресурсов, то возможностей политизации этой проблемы станет меньше...

По данным международного аналитического агентства Control Risks Group (CRG), в 2007 году в Китае, России и США могут произойти серьезные изменения в сфере политических и бизнес-рисков. Агентство опубликовало очередной годовой ренкинг тех стран мира, где, по мнению экспертов CRG, наиболее активно национализируются ключевые отрасли экономики.
Авторы доклада, составившие "Карту рисков", поместили Россию в ту половину из 198 государств, попавших в ренкинг, где существуют "средние", "высокие" или "чрезвычайно высокие" политические риски.
Что означает: в лучшем случае частные компании в этих странах испытывают помехи со стороны властей, в худшем - сталкиваются с неприкрыто враждебным отношением. По другому важному показателю ренкинга - угрозе безопасности бизнеса - Россия оказалась в числе 40% стран (78 государств из 198), правительства которых не гарантируют предпринимателям полной безопасности. Что, в свою очередь, означает либо высокую вероятность возникновения неприятных для бизнеса проблем, либо его полную незащищенность.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко согласен с авторами исследования: "Совершенно очевидно, что процесс огосударствления крупнейших экономических направлений, который сейчас происходит, не создает нормальных условия для частного бизнеса. Этот стратегический курс признается. Но самое главное - это коррупция. По некоторым данным, в коррупционной сфере вращается 240 миллиардов долларов. Это означает, что часть бизнеса настолько зависима от чиновничества, что ситуация для него весьма и весьма напряженная".
В следующем году, считают эксперты CRG, "США, России и Китаю предстоит принять серьезные решения, которые будут иметь большое значение для бизнеса". И тут же озабоченно замечают: Россия "продолжает принятый курс сырьевого национализма, который превращает энергию в мощное политическое оружие". Безопасности мирового бизнеса, уверены авторы исследования, угрожает главным образом усиление экономической власти госаппарата: "С завершением срока президентских полномочий Путина он удвоит свои усилия по расширению госконтроля над экономикой в целом и над природными богатствами в частности. Усиление таких государственных гигантов, как "Газпром", который одновременно является мастодонтом бизнеса и инструментом государственной политики, наглядно демонстрирует эффективность такого подхода в возрождении реальной власти Кремля".
"Иностранные предприятия, работающие в России, - цитирует британская The Times заместителя директора по исследованиям агентства Control Risks Адама Стренджфельда, - могут быть принуждены перезаключить контракты или продать акции в отдельных проектах. Они даже могут попасть под давление в связи с предполагаемыми нарушениями экологических нормативов с тем, чтобы лишить их лицензий". Наряду с терроризмом серьезной угрозой авторы доклада считают возможность энергетического дефицита. Именно эта проблема, считают они, может возникнуть в связи с развитием политической ситуации в России, Нигерии и Венесуэле, с одной стороны, и экономической в Китае и Индии - с другой.
Некоторые руководители отечественных бизнес-сообществ не склонны драматизировать ситуацию. Глава РСПП Александр Шохин, к примеру, "сырьевой национализм", фигурирующий в докладе, считает вполне обоснованным "экономическим патриотизмом". И напоминает, что этим видом патриотизма "страдают" многие европейские страны, которые "активно защищают свои энергетические сети". Шохин считает, что если Россия выйдет в течение 2007 года на рыночную схему продажи своих энергоресурсов, то возможностей политизации этой проблемы станет меньше. Однако и он отмечает: "Если это будет не совсем изящно сделано, то переход станет восприниматься как фактор нестабильности и энергетического шантажа". При этом он замечает, что главные сложности могут возникнуть не с 2007-м, а "с 2008 годом, поскольку нет ясности по поводу того, какая модель передачи власти будет избрана - в соответствии с действующей Конституцией или все-таки народ уговорит Путина остаться..."
Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов считает, что пока о каких-либо движениях на российском фондовом рынке в связи с предстоящими политическими событиями говорить преждевременно. "В данный момент нет свидетельств, что с нашего рынка происходит какой-либо отток инвесторов, - считает эксперт. - Дело в том, что большинство участников действуют с учетом текущей ситуации, которая в настоящее время стабильна. Что же касается влияния на их настроения предстоящих парламентских и тем более президентских выборов, то говорить о каких-либо тенденциях можно будет не ранее марта-апреля будущего года".

Данные ренкинга CRG
"Чрезвычайно высокий" уровень угрозы безопасности бизнеса: Афганистан, Бурунди, Конго, Кот-д'Ивуар, Ирак, Пакистан, Сомали, Шри-Ланка.
Россия - страна с "высоким" уровнем угрозы безопасности бизнеса.
"Незначительный" уровень угрозы безопасности бизнеса: Сейшельские острова, Ангилья (Малые Антильские острова, Великобритания), Британские Виргинские острова, Доминика, Терке и Кайкос, Андорра, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Сан-Марино.
"Чрезвычайно высокие" политические риски: Сомали.
Россия - страна со "средними" политическими рисками.
"Незначительные" политические риски: Андорра, Ангилья (Малые Антильские острова, Великобритания), Австралия, Багамские острова, Барбадос, Бермуды, Бутан, Британские Виргинские острова, острова Кайман, Дания, Доминика, Финляндия, Гваделупа, Исландия, Лихтенштейн, Люксембург, Мартиника, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Пуэрто-Рико и другие.

Основные риски российской экономики
Сентябрь 2006 года. Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's отмечает, что рисками чревато расширение предвыборного бюджета 2007 года. "Дальнейшие налогово-бюджетные послабления могут усилить инфляционный прессинг и заставить Центробанк пойти на повышение реального курса рубля - с тем, чтобы сдержать рост цен".
Июль 2006 года. Рейтинговое агентство Fitch считает основными многочисленные риски, связанные с сырьевым сегментом. Банковский сектор развивается быстро, но на бедных накоплениях, а бюрократия, коррупция и необязательность исполнения законов отягощают инвестиционный климат. Концентрация политической силы и недостаток демократических институтов продуцируют возможность политической нестабильности, связанной в том числе с выборами президента в 2008 году.
Октябрь 2006 года. Председатель правления компании "Ренессанс Капитал" Стивен Дженнингс отмечает засилье бюрократии и коррупции. Кроме того, негативным фактором остается присвоение активов и установление контроля над финансовыми потоками под прикрытием достаточно широких и расплывчатых формулировок понятия "стратегическая отрасль". Но наибольшее беспокойство вызывает демографический кризис в России.
Ноябрь 2006 года. Авторы ежегодного доклада МВФ выступают с предостережениями по поводу усиливающегося роста влияния государства в отрасли нефтегазового сектора и увеличения госрасходов.
Ноябрь 2006 года. Вице-президент рейтингового агентства Moody's Джонатан Шиффер отметил риски в крупных энергетических проектах: деловой климат в РФ только выиграл бы от большей ясности в отношении списка "стратегических активов". Была бы полезна и большая прозрачность в отношении подхода российского правительства к соглашениям о разделе продукции.
Корпорация AON - один из лидеров в сфере услуг по предотвращению рисков, страхования и перестрахования летом с.г. составила карту рисков для бизнесменов, желающих инвестировать в иностранные государства, за 2006 год. Россия имеет среднюю степень, а главные риски связаны прежде всего с возможностью социальных потрясений, терроризмом, вмешательством государства в бизнес и несовершенством законодательства.