• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство возможного

Бизнес. 2006. № 210. 9 ноября

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) вступился за алкогольный рынок. Сделал он это довольно своеобразно, впрочем, возможно, это как раз тот самый случай, когда из двух зол выбирают меньшее. Вчера президент РСПП Александр Шохин заявил, что считает возможным введение мягких ограничений на алкогольном рынке. Под ограничениями он подразумевает предложение Минфина установить минимальные цены на алкогольную продукцию в рознице.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) вступился за алкогольный рынок. Сделал он это довольно своеобразно, впрочем, возможно, это как раз тот самый случай, когда из двух зол выбирают меньшее. Вчера президент РСПП Александр Шохин заявил, что считает возможным введение мягких ограничений на алкогольном рынке. Под ограничениями он подразумевает предложение Минфина установить минимальные цены на алкогольную продукцию в рознице. После волны сообщений о массовых отравлениях в российских регионах, послуживших сигналом к реанимации идеи о введении госмонополии на торговлю спиртосодержащей продукцией, спорить с предложениями Минфина действительно трудно. Со стороны они выглядят как последнее средство избежать тотального контроля всевидящего государственного ока. Шохин считает, что введение в России госмонополии на спирт нецелесообразно. "Важно не заменять существующие меры административного регулирования алкогольного рынка, которые себя оправдали не в полной мере, на другую систему административного регулирования", - дипломатничает Шохин.
Главной задачей любого предпринимательского объединения является защита интересов представителей бизнес-сообщества. По-хорошему защита интересов выражается не в констатации факта кризиса, а в его предупреждении. Когда в Госдуму были внесены поправки в Налоговый кодекс, призванные сделать процедуры налогового администрирования максимально прозрачными,
РСПП принял активное участие в их обсуждении. После долгих споров с правительством и депутатами изменения в НК были приняты и вступят в действие с 1 января 2007 года. Победы и поражения предпринимательского сообщества в этом споре уже можно обсуждать конкретно, поскольку имеется предмет обсуждения. С принятием закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции и с введением ЕГАИС ситуация иная.
По словам Шохина, РСПП еще в июне выражал опасения в недостаточной подготовленности нормативной базы ЕГАИС. "Опасения подтвердились. Надо было еще в июне подготовить нормативную базу и виновных тогда уже искать, а не наказывать трех замминистра постфактум", - уверен Шохин спустя полгода после остановки отечественных ликероводочных заводов, после летнего кризиса, когда с магазинных полок исчез импортный алкоголь, а в ресторане заказ выполняли "из-под полы". Неделю назад к проверкам торговых точек подключилась Генпрокуратура. Легальные продавцы уверены, что толку от очередной кампании будет чуть: найдут ровно столько производителей суррогата, сколько потребно для отчетности. А суета и головная боль тем, кто уже потратил силы на получение справок и разрешений, обеспечены. К проверкам силовиков накануне подключился и Ростехнадзор, который будет требовать экспертизы складов предприятий, производящих и продающих спиртосодержащую продукцию. В таких условиях введение минимальных цен - это даже не ответ, а просьба участников алкогольного рынка к государственной машине сбавить обороты.