• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дорога в тысячу ли Россия не хочет наращивать товарооборот с Китаем любой ценой

Время новостей. 2006. № 207. 10 ноября

..."Как говорится в китайской пословице: "Всякая дорога в тысячу ли (китайская мера длины. - Ред.) начинается с первых шагов". Нам ничего не остается, как вместе пройти эту дорогу", - так завершил свое выступление на форуме Александр Шохин. И, похоже, с подобной "обреченностью" на сотрудничество двух великих соседей стоит согласиться.

Россия и Китай, похоже, не намерены наращивать объемы товарооборота и взаимных инвестиций во что бы то ни стало. Такой вывод можно сделать из заявления премьера Российской Федерации Михаила Фрадкова, которое он сделал вчера российским журналистам после переговоров с китайским коллегой Вэнь Цзябао. "Говорить об объеме товарооборота в 60 - 80 млрд долл. в год (этих показателей стороны планируют достичь к 2010 году. - Ред.) и не учитывать его плохую структуру - это контрпродуктивно", - подчеркнул г-н Фрадков.
По его словам, инвестиции в объеме 12 млрд долл., которые Китай собирается вложить в Россию до 2020 года, "надо знать куда и зачем" вкладывать. Российский премьер дал понять, что китайские партнеры согласны с такой постановкой вопроса. "Я в этом смысле очень удовлетворен переговорами", - сказал Михаил Фрадков.
Глава российского правительства считает, что российско-китайское партнерство перешло в новое качество, что характеризуется большим учетом интересов друг друга. По его словам, вполне возможно совместить эти интересы даже тогда, когда Китай предпочитает взаимодействие в энергетической сфере (премьер явно имел в виду поставки в Китай из России углеводородного сырья) и доступ к российским технологиям, а Россия хотела бы поставлять Поднебесной машины и оборудование (доля этой продукции в общем объеме российского экспорта в КНР в последние годы неуклонно снижается).
Между тем, вопрос о поставках углеводородов по-прежнему упирается в цены. В Пекине рассчитывают покупать газ дешевле, чем европейцы. В качестве аргумента китайская стороны выдвигает тот факт, что сырье с месторождений Восточной Сибири качать в Китай в разы ближе, по сравнению с расстоянием от западносибирских добывающих районов до Европы. В ответ на эти притязания в "Газпроме" был реанимирован проект строительства в Поднебесную газопровода "Алтай" - как раз с действующих месторождений в Западной Сибири (протяженностью 2,7 тыс км). Вчера прозвучала первая официальная оценка стоимости этого проекта - главный инженер ООО "Томсктрансгаз" (заказчик строительства) Александр Кадай в ходе презентации проекта в администрации Томской области сообщил, что общий объем вложений составит 13,6 млрд долл. Это почти в трое дороже одной нитки нового газопровода "Северный поток" из России в Германию (с учетом сухопутного участка на российской территории). "До завершения работы над обоснованием инвестиций в строительство газопровода "Алтай" говорить о стоимости строительства преждевременно", - заявили на этот счет в "Газпроме".
По итогам переговоров было подписано более десятка российско-китайских документов, в том числе соглашения о режиме госграницы, о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Очевидно, что соглашение об инвестициях, которые привлечет Внешэкономбанк (см. материал на этой же странице), как раз направлено на улучшение структуры товарооборота, о чем говорил г-н Фрадков. Также подписан меморандум о завершении разработки программ развития российско-китайского сотрудничества до 2010 года и план мероприятий по стимулированию торговли машинно-технической продукцией на 2007 - 2008 годы.
"Роснефть" договорилась с компанией Petrochina о создании совместного предприятия по переработке нефти. Анатолий Чубайс от лица РАО "ЕЭС России" подписал с государственной электросетевой корпорацией Китая соглашение о готовности поставлять электроэнергию. В Китай планируется экспортировать примерно 3,6 - 4,3 млрд киловатт-часов. Правда, о самом главном - о цене электричества - сторонам еще предстоит договариваться.
Вчера в Пекине прошел третий российско-китайский инвестиционный форум с участием более 600 представителей правительств, руководителей регионов и предпринимателей двух стран. Практически в каждом выступлении рефреном звучали слова о том, что нынешний уровень инвестиционного сотрудничества двух стран слишком мал по сравнению с их потенциалом.
Вице-премьер Александр Жуков (он прибыл в Китай еще 5 ноября, чтобы завершить подготовку визита Михаила Фрадкова) и заместитель председателя Госсовета Китая г-жа У И согласились, что при обоюдном желании ориентир по росту инвестиций - 12 млрд долл. к 2020 году - может быть существенно превышен. "Уверена, что цель будет достигнута досрочно", - заявила г-жа У И. "12 млрд долл. не выглядят недостижимым показателем, я рассматриваю его как минимальный", - согласился Александр Жуков. (К слову, глава МЭРТ Герман Греф, который взял на себя функции сопредседателя форума, объявляя выступление г-на Жукова, назвал его "наибольшим оптимистом и генератором в российско-китайских отношениях".) Впрочем, сказанные после слова российского премьера Михаила Фрадкова могут существенно скорректировать оптимизм его подчиненных. Вице-премьер Жуков уверен, что росту доверия инвесторов в России и Китае будет способствовать соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (оно было подписано вчера по итогам переговоров премьера Михаила Фрадкова и сопредседателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао).
Герман Греф напомнил, что по итогам первых двух российско-китайских форумов, состоявшихся в 2004 и 2005 годах в Хабаровске и Санкт-Петербурге, было заключено 19 соглашений на общую сумму более 2 млрд долл. Пока, правда, судя по словам г-жи У И, из них вложено всего 200 млн долл. В целом же объем накопленных китайских контрактных инвестиций в России составлял на начало этого года 977 млн долл. (Для сравнения, согласно статистике, приведенной главой Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным, только за три-четыре последних года китайские компании вложили в страны Африки до 6 млрд долларов.)
Проект строительства китайцами в Санкт-Петербурге микрорайона "Балтийская жемчужина", предполагающий возведение 1 млн кв. м жилья и нежилых помещений (уже инвестировано более 70 млн долл.), г-н Греф назвал уникальным, поскольку нигде в мире подобные проекты не реализуются. Министр предложил закрепить успех и построить в Шанхае (городе-побратиме российской северной столицы) петербургский квартал, или, как выразился министр, "кусочек Санкт-Петербурга". Задача не из легких. Архитекторам нужно будет постараться органично вписать в средоточие небоскребов и многоуровневых автомобильных развязок "кусочек" исторического российского города.
В рамках форума подписано десять соглашений о реализации новых российско-китайских проектов. Они, как сообщил Герман Греф, "добавят в общую инвестиционную копилку 1,4 млрд долл.". Среди этих проектов создание предприятия по сборке грузовиков "КамАЗ" в городе Далян, разработка в Читинской области Березовского месторождения железной руды, месторождений олова и цинка, производство стекла в Ленинградской области. Что касается создания автомобильного производства китайской компанией Great Wall в особой экономической зоне в Татарстане, то, как сообщил г-н Греф корреспонденту "Времени новостей", пока не завершено обсуждение всех деталей проекта.
"Как говорится в китайской пословице: "Всякая дорога в тысячу ли (китайская мера длины. - Ред.) начинается с первых шагов". Нам ничего не остается, как вместе пройти эту дорогу", - так завершил свое выступление на форуме Александр Шохин. И, похоже, с подобной "обреченностью" на сотрудничество двух великих соседей стоит согласиться.