• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чеболизация во благо

Бизнес. 2006. № 213. 14 ноября

..."Если вспомнить опыт СССР, то в стране были госкомпании, которые пытались конкурировать на мировых рынках, но не очень успешно. Практика показывает, что госструктуры всегда проигрывают частному бизнесу. Между прочим, если коммерческая структура будет находиться под патронажем государства, это тоже не всегда хорошо: политика способна повредить бизнесу", - отметил главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков...

Россия, похоже, движется путем Южной Кореи. Государство будет создавать национальные компании мирового уровня в ключевых отраслях экономики (экономисты ING Bank называют их "чемпионами"), а также займется обеспечением условий для роста объемов банковского кредитования (прежде всего "чемпионов") - такие два возможных ключевых момента экономической политики властей на ближайшее будущее выделяет в своем исследовании ING Bank. Причем аналитики не видят в этих тенденциях ничего страшного. По мнению ING Bank, консолидация ключевых отраслей рынка вокруг образцовых структур способна привести к улучшению экономики, обусловленной ростом масштабов производства и доступности финансирования. Другие экономисты опасаются, что контролируемые государством отраслевые монстры, как это было во времена Советского Союза, начнут проигрывать своим иностранным конкурентам

Корейская промышленность
Наиболее яркий пример государства, где власти "выпестовали" несколько компаний мирового уровня, - это Южная Корея. Доступные кредиты и различные льготы способствовали созданию весьма мощных корпораций, хотя и там не обошлось без воровства и злоупотреблений. Эту экономическую модель даже называли "блатным капитализмом". Однако, несмотря на ряд трудностей, у корейцев все получилось.
Но это не значит, что так же получится в другой стране. "Американский экономист Дэни Родрик как-то весьма правильно заметил, что на каждую Корею в этом деле приходится по десять Заиров. В России есть секторы экономики, которые нуждаются в первоочередном инвестировании, - это электроэнергетика и вообще вся инфраструктура. А искусственно создавать "чемпионов", которые стали бы представлять страну на мировом рынке, можно только при наличии свободных денег, от хорошей жизни", - уверен старший экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
К тому же в исследовании ING Bank отмечается, что эти структуры "по меньшей мере находятся в дружественных отношениях с государством, а то и вовсе подконтрольны ему". Подобная ситуация уже была в отечественной экономике совсем недавно. "Если вспомнить опыт СССР, то в стране были госкомпании, которые пытались конкурировать на мировых рынках, но не очень успешно. Практика показывает, что госструктуры всегда проигрывают частному бизнесу. Между прочим, если коммерческая структура будет находиться под патронажем государства, это тоже не всегда хорошо: политика способна повредить бизнесу", - отметил главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.
В качестве одного из последних примеров несовпадения интересов бизнеса и политики он приводит "Аэрофлот" (контрольный пакет акций принадлежит государству), которому из-за различных аспектов госполитики пока не удалось обновить свой парк самолетов. Впрочем, исследователи ING Bank также отмечают этот фактор риска. "Национальные "чемпионы" могут использоваться для престижа или даже в геополитических целях", - отмечается в докладе банка.

Китайская банковская система
В исследовании ING Bank также отмечается, что отобранные "чемпионы" будут пользоваться поддержкой банковской системы, прежде всего госбанков-"чемпионов". Такая поддержка банковского сектора должна привести к росту как собственно таких компаний, так и к многолетнему буму на потребительском рынке и в сфере сбережений.
Прочие российские экономисты не столь оптимистичны. По их мнению, банковский сектор пока что не готов активно участвовать в развитии экономики, его нужно долго развивать. Действительно, сегодня активного участия национальных банков в развитии отечественной экономики скорее нет, чем есть. "Сегодня их вклад в объем инвестиций совершенно незначимая величина, нужно проделать очень большую работу, чтобы банки стали готовы к масштабному финансированию промышленности. К тому же сейчас у них не решены проблемы с оценками рисков и их отслеживанием", - говорит Ярослав Лисоволик.
Впрочем, даже если отечественным банкам и удастся выполнить поставленную перед ними задачу, это тоже чревато проблемами. "Если государственное кредитование сосредоточится на национальных "чемпионах", то они, вероятно, начнут вытеснять более мелкий бизнес", - предостерегают исследователи из ING Bank. Но и это не последняя проблема. Для реализации китайской модели финансирования экономики властям придется ломать психологию госбанкиров. "Российские государственные банки работают точно так же, как и коммерческие кредитные организации: у них мала доля невозвратов по ссудам, они проводят очень прагматичную политику. А Китай всегда ассоциируется с "плохими" долгами: там банки являются проводниками экономической политики государства и вынуждены кредитовать того, кого им укажут", - пояснила аналитик Альфа-банка Наталья Орлова. К тому же государственное целевое кредитование подразумевает обязательное субсидирование, а эта идея с трудом проходит через Минфин.