• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концентрированный налог

Российская газета. 2006. № 256. 15 ноября

...Одним из первых о серьезных негативных последствиях пересмотра системы НДПИ заговорил глава РСПП Александр Шохин. Возглавляемый им союз в марте текущего года подготовил и направил на рассмотрение поправки в Налоговый кодекс, чтобы не допустить нового толкования взимания НДПИ. "Мы заметили тяжелые последствия и хотели их упредить. Но, к сожалению, нам это не удалось", - сказал А. Шохин...

Заявленные в принятом Государственной Думой в третьем чтении проекте бюджета страны на 2007 год параметры инфляции в 6,5-8 процентов могут оказаться маловыполнимы из-за попыток налоговиков пересмотреть сложившуюся систему налогообложения в горно-металлургической отрасли.

Начиная с 2005 года налоговые органы некоторых регионов вместо законного объекта налогообложения, то есть полезных ископаемых, добытых из недр (в данном случае - железной руды), предписывают налогоплательщикам считать добытым полезным ископаемым продукты его переработки. В металлургии продуктами обогащения добытой из недр сырой железной руды являются железорудные концентраты. Содержание железа в концентрате достигает 68 процентов, тогда как в руде не превышает и 30 процентов. При этом металлурги должны платить за концентрат по налоговой ставке, которая установлена для сырой руды, - 4, 8 процента. Стоимость же производства железорудного концентрата в десятки раз больше, чем производство руды. В результате налоговое бремя ГОКов увеличилось от 3 до 10 раз.
Такая позиция налоговиков может привести к парадоксальной ситуации, когда российским ГОКам будет невыгодно производить высококачественное сырье с большим содержанием железа.
Главным виновником сложившейся ситуации стала 26-я глава Налогового кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых", а точнее, как выразился заместитель главы минпромэнерго Андрей Реус в письме в минфин, ее противоречивость в определении объекта налогообложения.
По словам директора департамента налогового и бухгалтерского консультирования юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вячеслава Голика, несмотря на то, что изменения в Налоговом кодексе произошли в 2002 году, претензии у налоговиков к горнопромышленникам появились только в 2005 году и были предъявлены Коршуновскому, Михайловскому ГОКам и Краснокаменскому рудоуправлению. Тогда налоговики посчитали, что за год Коршуновский ГОК задолжал государству по НДПИ в 6,2 раза больше (273,6 миллиона рублей), а Михайловский - в 3,6 раза (510 миллионов рублей). Налоговым проверкам подверглись также "Северсталь-Ресурс" и Лебединский ГОК.
Однако надо отдать должное российской судебной системе, которая не пошла на поводу у фискальных органов, пытающихся выполнить план налоговых поступлений любыми способами, а встала на позиции закона и здравого смысла. В конце октября текущего года одно из крупнейших российских горнодобывающих предприятий черной металлургии - ОАО "Михайловский горно-обогатительный комбинат" выиграло иск против налоговиков. Это на первый взгляд заурядное дело может стать знаковым для всей отрасли: Арбитражный суд Москвы признал недействительным доначисление Михайловскому ГОКу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Судьи пришли к выводу, что взимать налог на полезные ископаемые с продуктов переработки незаконно.
Союз горнопромышленников России в обращении к зампреду правительства РФ Александру Жукову четко указывает на причины "бесконтрольного, а порой и незаконного применения к горнорудным предприятиям механизмов фискального характера". Основными из них горнопромышленники называют "несовершенство действующего законодательства, регулирующего вопросы недропользования, а также отсутствие прозрачного и точного механизма налогового администрирования НДПИ".
Такие противоречия косвенно подтверждают изложенные в письме Минфину России доводы Минпромэнерго России о том, что назрела необходимость комплексного рассмотрения вопроса налогообложения горнодобывающей отрасли, подготовки изменений в налоговое законодательство и методических рекомендаций для налоговых органов.
Так, неминуемо повысятся цены в отрасли, что негативно скажется на конкурентоспособности на мировом рынке отечественных горнодобывающих предприятий. Особенно это отразится на экономике государства в преддверии вступления России в ВТО. Если раньше, к примеру, при почти одинаковых ценах на концентрат российских ГОКов и бразильской CVRD та же Mittal Steel закупала сырье в России, то в будущем, когда увеличение НДПИ приведет к повышению себестоимости концентрата, зарубежная компания предпочтет более дешевую продукцию.
Союз горнопромышленников России в обращении к заместителю председателя правительства РФ Александру Жукову справедливо отмечает, что резко усилившаяся в последнее время спорная с точки зрения законодательства фискальная активность налоговых органов негативно отразится на инвестиционной привлекательности рудно-сырьевого сектора, который из-за длительных сроков окупаемости долгое время был неинтересен инвесторам. И сейчас, когда пошли первые серьезные инвестиции в этот сектор, государство, по мнению Союза горнопромышленников, "в лице налоговых органов не пытается стимулировать их больший приток, а, наоборот, способствует его ограничению".
Такая ситуация входит в противоречие с официальной позицией стимулирования роста инвестиций в производство, в том числе за счет снижения налогового бремени предприятий.
Вопрос по НДПИ возник не впервые. Аналогичные задачи с учетом интересов государства и отраслей уже решены для нефтяников и газовиков.
Госчиновники, разобравшись в ситуации, внесли в Налоговый кодекс однозначные определения того, что на самом деле является газовым конденсатом, т.е. была определена база для налогообложения. Аналогичная проблема была разрешена и в нефтедобывающей отрасли: нефтяники платят НДПИ за добытую нефть, а не за бензин. Надо полагать, отчасти и поэтому газо- и нефтедобывающие отрасли сейчас играют важнейшую роль в усилении роли России как ведущей мировой державы.
Опыт других добывающих отраслей только подтверждает нелогичность действий налоговиков относительно российской горной металлургии, которая, безусловно, может стать еще одной важнейшей составляющей в строительстве мощного государства.
Одним из первых о серьезных негативных последствиях пересмотра системы НДПИ заговорил глава РСПП Александр Шохин. Возглавляемый им союз в марте текущего года подготовил и направил на рассмотрение поправки в Налоговый кодекс, чтобы не допустить нового толкования взимания НДПИ. "Мы заметили тяжелые последствия и хотели их упредить. Но, к сожалению, нам это не удалось", - сказал А. Шохин.
Сложившаяся ситуация, по мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игоря Игошина, является достаточно нелогичной.
"Совершенно неясно, почему после стольких лет, когда налог взимался с руды, теперь его начинают собирать с концентрата, - сказал И. Игошин. - И уж совсем странно, когда налоговики начинают пересчитывать компаниям налог "задним числом".
По мнению И. Игошина, при возникновении подобных налоговых разночтений "объект налогообложения необходимо четко прописать в законодательстве".
"Именно непредсказуемость чиновников, а вовсе не сама схема взимания налога, наносит наибольший ущерб отрасли и российской экономике в целом", - отмечает депутат.
Завтра на заседании правительства РФ, в ходе которого будут обсуждаться меры по развитию металлургического комплекса страны, ожидается, что глава минпромэнерго Виктор Христенко в своем докладе коснется в том числе и вопроса НДПИ. Горнопромышленники надеются, что чиновники смогут оценить всю серьезность проблемы. Ведь подобный подход налоговиков к налогообложению горнодобывающих предприятий неминуемо приведет к росту инфляции, которая уже в ближайшие 2-3 года может выйти из установленных рамок и нивелирует усилия правительства, направленные на снижение налогового бремени производств.