• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От Шанхая до Луны

Профиль. 2006. № 43. 20 ноября

...С такой оценкой согласен глава РСПП Александр Шохин. "Без изменения парадигмы всей модели сотрудничества, - сказал он в интервью "Профилю", - преодолеть топливно-сырьевой характер российского экспорта в Китай будет невозможно. Как это сделать? Российским компаниям нужно, в частности, переносить производство в Китай, используя эту страну как свой "сборочный цех". Еще - продвигать в Поднебесную высокие технологии (хотя еще многое предстоит решить в сфере защиты прав интеллектуальной собственности). Важно нащупать пути кооперации в этой сфере, в частности, по части нано- и биотехнологий. Ну и, конечно, продолжать реализовать проекты в области энергетики, атомной энергетики, авиации. Есть идея и совместного освоения угольных ресурсов Монголии"...

Как продавать и инвестировать в Китай? Как там можно заработать и чего стоит опасаться? На эти вопросы пытались найти ответы участники 14-й Международной бизнес-конференции РБК, состоявшейся в Шанхае в конце первой декады ноября.

Во втором "нашествии" друзей и партнеров РИА РБК в Поднебесную (объектом первого был двумя годами раньше Гонконг) приняло участие около трехсот бизнесменов, чиновников и экспертов из России, Китая и ряда других стран (например, Украины). Приехали топ-менеджеры компаний и банков, которые уже установили связи с Китаем (ОАО "Внешторгбанк", Ernst&Young, ОАО ГМК "Норникель", ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа", ОАО "Вимм-Билль-Данн", УК "Базис"), и тех, что пока только присматриваются к великому соседу (УК "Альфа-Капитал", ОАО "Амтел-Фредештайн", УК "Ренессанс Капитал", УК "Метрополь"). Из VIР-персон, помимо вице-премьера РФ Александра Жукова, конференцию посетили посол России в Китае Сергей Разов, члены Совета Федерации Владимир Гусев, Дмитрий Мезенцев и Игорь Рогачев (посол РФ в Пекине с 1992-го по 2005 год), председатель совета директоров ОАО "НК "ЮКОС" Виктор Геращенко, первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова.

Юань и доллар
Конференция началась в знаковый для глобальной экономики день: 6 ноября размер золотовалютных резервов Китая впервые превысил отметку $1 трлн. Никогда ни у какой страны в истории таких денег не было! Новость эта была усилена еще и множащимися сигналами о том, что китайцы всерьез размышляют, как быть с этим огромным золотовалютным запасом, который хранится в основном в долларах и казначейских обязательствах США. "Китайцы, - сказал "Профилю" Виктор Геращенко, - судя по публикующимся сообщениям, думают, как "выйти" из доллара и прикупить золота. Когда они начнут скидывать доллар, цена обрушится так..." Окончание фразы "...что мало не покажется" Виктор Владимирович не произнес - видно, не желая хоть как-то влиять на биржевые котировки валют. Хотя о том, что государства - обладатели самых больших золотовалютных запасов могут начать сбрасывать ценные бумаги "других стран", говорила в Шанхае и Татьяна Парамонова. Ей внимали очень серьезно, а один наш бизнесмен даже спросил: "А не станет ли вскоре юань КНР новой международной расчетной валютой?" Первый зампред Центробанка РФ его успокоила, сказала, что пока доллары на юани менять рановато.

Шанхай стоит мессы
Представители китайского бизнеса, а также знатоки Китая с российской стороны обратили внимание участников конференции на поистине безграничный потенциал развития двусторонних экономических отношений. Один Шанхай "стоит мессы"! Крупнейший мегаполис Китая на конец 2005 года привлек иностранных инвестиций на общую сумму $44 млрд., за счет чего было создано свыше 1,5 млн. рабочих мест! Да и сам Шанхай все активней инвестирует за рубежом; только в строящийся комплекс "Балтийская жемчужина" в Санкт-Петербурге четыре шанхайских компании вложат $1,3 млрд. На таком фоне наш бизнес представлен в этом 17-миллионном городе, мягко говоря, скромно. По данным генконсула РФ в Шанхае Александра Шаронова, суммарные инвестиции россиян в 35 небольших проектов составили $29 млн.
Но, может быть, наши инвесторы пока просто не добрались до Шанхая, совершая экспансию в другие регионы? Да нет же, на весь Китай за все последние годы нами вложено на сегодня чуть более полумиллиарда долларов. Не с чем выходить на рынок? Не знаем китайской специфики? Сильна конкуренция "западников"? Есть и то, и другое, и третье. Но что-то постепенно сдвигается, и об этом на конференции говорил Александр Жуков. Стороны, по его впечатлению, не просто созрели, но уже начали переход от простой торговли к производственной кооперации. Более динамичному развитию двусторонних деловых отношений, по мнению Жукова, мешает малая осведомленность друг о друге. А посему, подчеркнул он, очень важны и масштабные выставки (подобные национальной российской, которая открылась в Пекине 9 ноября), и представительные бизнес-форумы. И тогда намеченная руководством двух стран цель - довести объем двусторонней торговли к 2010 году до уровня $60 млрд. - будет наверняка достигнута.
Есть ли шансы, что при стремительно растущих объемах торговли удастся поднять долю высокотехнологичной продукции в российском экспорте в Китай с нынешних 2-3% хотя бы до прежних 10%? На этот каверзный вопрос "Профиля" "большой оптимист в области российско-китайских экономических отношений" (так охарактеризовал Жукова Герман Греф) выдал обтекаемый ответ. Начал со слов: "Мы надеемся, что...", а далее - перечисление все тех же "надежд" российской стороны: что китайцы подпишут с российской стороной контракт на строительство второй очереди Тяньваньской АЭС, что Китай продолжит закупки российского энергетического оборудовании и авиатехники и т. д.
Между тем в кулуарах конференции один очень осведомленный российский политик, он же большой друг Китая, сказал: "Все проходит очень жестко, китайцы почти ни в чем не уступили". Дело в том, что в ходе состоявшегося одновременно с конференцией РБК в Шанхае заседания межправительственной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая зампремьера Госсовета КНР У И окончательно развеяла надежды Москвы на то, что улучшить структуру российского экспорта в Китай удастся за счет административного ресурса. Она посоветовала добиваться этого рыночным путем: а) повышая качественные характеристики российского оборудования;
б) создавая предприятия с российским капиталом на территории КНР.
Пока же тенденция такова, что китайские инвестиции в Россию растут быстрее российских - в Китай. Они уже приближаются к $1 млрд., а рубеж в $12 млрд., который намечался на 2020 год, теперь, как было заявлено на Российско-китайском инвестиционном форуме в Пекине (куда пригласили и участников конференции РБК), планируют взять к 2010 году. "А могут и раньше, если отдать им наши месторождения", - сказал с некоторой обреченностью в голосе кто-то из сидевших за моей спиной участников пекинского форума. О том, что нужно китайским инвесторам, поведал хабаровский губернатор Виктор Ишаев. Край подписал с китайской стороной за последние два года 6 инвестиционных проектов на общую сумму $357 млн. Однако объем финансирования этих проектов китайской стороной на сегодня составил лишь около $2 млн. "Среди причин слабой реализации проектов российские участники соглашений отмечают быструю потерю заинтересованности китайских партнеров после того, как выясняется, что их реализация не сопровождается предоставлением эксклюзивного доступа к минеральным ресурсам", - поведал Ишаев.

Куй железо, пока горячо
"Да, мы здесь живем за счет вывоза сырья из России в обмен на готовые товары из Китая, - сказал мне давно осевший в Китае российский ветеран "челночного" и прочих бизнесов. - Мы становимся сырьевым придатком Китая, и станем им окончательно, если ничего не изменится".
С такой оценкой согласен глава РСПП Александр Шохин. "Без изменения парадигмы всей модели сотрудничества, - сказал он в интервью "Профилю", - преодолеть топливно-сырьевой характер российского экспорта в Китай будет невозможно. Как это сделать? Российским компаниям нужно, в частности, переносить производство в Китай, используя эту страну как свой "сборочный цех". Еще - продвигать в Поднебесную высокие технологии (хотя еще многое предстоит решить в сфере защиты прав интеллектуальной собственности). Важно нащупать пути кооперации в этой сфере, в частности, по части нано- и биотехнологий. Ну и, конечно, продолжать реализовать проекты в области энергетики, атомной энергетики, авиации. Есть идея и совместного освоения угольных ресурсов Монголии".
"Но зачем, - спрашиваю, - мы нужны китайцам в той же Монголии - они ведь и без нас там справятся?"
"Да, китайцам мы пока интересны в основном как поставщик энергоресурсов, но нужно пользоваться случаем, осуществлять размен их интереса на наш интерес, вовлекая их в совместные проекты на других площадках".
Вот только получится ли? Как отмечалось на конференции РБК и пекинском инвестиционном форуме, для того, чтобы разыгрывать "умные" экономические игры и "размены" с Поднебесной, нам нужно все-таки иметь строго выверенную, последовательную стратегию на китайском направлении. А то ведь когда мы выдвигаем сегодня такие фантастические проекты, как совместное освоение Луны
(добыча гелия-3), китайцы неизбежно вспоминают про наши "должки". Например, непоследовательность российской стороны при определении маршрута того же многострадального нефтепровода из Восточной Сибири: то была труба на Китай, то нет, то снова обещали ее тянуть туда, а потом опять решили иначе. "Лучше бы сразу ничего не обещали", - сказал мне один наш чиновник.

Уйти из серой зоны
В российско-китайском сотрудничестве нужно уходить от серых схем в экспортно-импортных операциях. На это обратил внимание в своем выступлении на конференции генеральный директор ООО "Далк" (имеющего статус общероссийского таможенного брокера) Михаил Бейнштейн: "Серый импорт невыгоден как России, так и Китаю: Россия теряет доход от сбора таможенных платежей, а китайские поставщики не имеют возможности получить официального подтверждения уплаты налогов и таможенных пошлин, и как следствие, вынуждены вести внешнеэкономическую деятельность на свой страх и риск. Оформление в соответствии с Таможенным кодексом и всеми правилами, установленными законодательством РФ, поможет в значительной степени сократить бизнес-риски".
Не менее важно научиться выстраивать мостики взаимопонимания и доверия между топ-менеджерами компаний двух стран. "Из услышанного на конференции, а также из бесед с российскими и китайскими бизнесменами в ходе поездки я уяснила для себя, что для работы с Китаем особенно важно установление и развитие личных контактов, - сказала "Профилю" генеральный директор управляющей компании "Базис" Снежана Вейнбергер. - Просто приехать раз-другой, провести переговоры и потом надеяться, что все само собой будет крутиться, - на это уповать не приходится. Необходимо долго и кропотливо работать, формировать плотную ткань взаимного доверия, чтобы и у нас, и у наших партнеров появилось уверенное ощущение: да, мы друг другу нужны, мы будем полезны не просто на дистанции двух-трех сделок, а на длительную перспективу".