• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство просят выйти

РБК daily. 2006. № 63. 21 декабря

...Управляющий директор компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает, что вряд ли уменьшение доли государства в капитале банков связано с политикой. "Извлечение доходов от продажи госпакетов также не является основным фактором, поскольку средства, которые выручит государство в результате поэтапной приватизации госбанков, для экономики не особо значимы: что такое 10-20 млрд долл. в год на фоне ВВП свыше 1 трлн долл.? - считает Евгений Гавриленков. - Скорее, целью является передача госбанков в руки более эффективных владельцев. Как показывает мировой опыт, чем меньше участие государства, тем эффективнее банковская система"...

Национальный банковский совет (НБС) направил президенту страны доклад "О системе государственных банков в РФ", в котором говорится о необходимости подготовки долгосрочной программы по выходу государства из капиталов банков. При этом в докладе подчеркивается, что полный выход государства из капитала Внешторгбанка (ВТБ) и Сбербанка и сокращение доли в Россельхозбанке целесообразно рассматривать в среднесрочной перспективе.

По оценкам НБС, в последние два года растет удельный вес госбанков в совокупных показателях банковской системы. Так, на 1 января 2006 года доля ВТБ в активах банковской системы выросла с 6,05 до 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. У Россельхозбанка эта доля почти удвоилась, с 0,37 до 0,68%. "Это противоречит положениям стратегии развития банков страны на период до 2008 года, поскольку она предусматривает сокращение прямого присутствия государства в банковском секторе. Это не соответствует принципам развития справедливой конкуренции", - говорится в докладе НБС.
В связи с этим НБС заявил о необходимости подготовки долгосрочной программы по выходу государства из капиталов госбанков. По предварительным оценкам НБС, полный выход государства из капитала Сбербанка и ВТБ "целесообразно рассматривать в среднесрочной перспективе". В случае приватизации Сбербанка государство должно компенсировать затраты банка на выполнение возложенных на него социальных функций: "Компенсация должна быть увязана с отказом от нерыночных преимуществ Сбербанка, связанных с обслуживанием бюджетных и квазибюджетных потоков", - говорится в докладе.
Как накануне сказал РБК daily директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, "если доля Сбербанка на рынке частных вкладов будет существенно уменьшаться, то государство не будет цепляться за контрольный пакет".
Управляющий директор компании "Ренессанс Капитал" Олег Железко не верит, что государство согласится полностью уйти из Сбербанка и ВТБ. "Думаю, что государство все же сохранит за собой в обоих банках как минимум блокирующие пакеты, - считает Олег Железко. - Но если бы приватизация обоих банков состоялась бы сейчас, то за счет продажи пакетов Сбербанка и ВТБ федеральный бюджет заработал порядка 37 млрд долл. и 15-20 млрд долл. соответственно".
Управляющий директор компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает, что вряд ли уменьшение доли государства в капитале банков связано с политикой. "Извлечение доходов от продажи госпакетов также не является основным фактором, поскольку средства, которые выручит государство в результате поэтапной приватизации госбанков, для экономики не особо значимы: что такое 10-20 млрд долл. в год на фоне ВВП свыше 1 трлн долл.? - считает Евгений Гавриленков. - Скорее, целью является передача госбанков в руки более эффективных владельцев. Как показывает мировой опыт, чем меньше участие государства, тем эффективнее банковская система".
В докладе НБС также отмечается, что деятельность некоторых международных банков с российским участием неэффективна. Однако НБС не считает нужным уменьшать долю государства в их капитале. "Мы предлагаем объединить МИБ и МВЭС, - сказал Алексей Саватюгин. - Наверное, стоить подумать о каких-то формах интеграции Межгосбанка и ЕАБР. Но это не так просто, поскольку решения должны приниматься всеми странами, участвующими в капитале этих банков".
НБС также считает в среднесрочной перспективе "целесообразным рассмотреть и вариант поэтапного выхода государства из капитала Россельхозбанка". А Внешэкономбанк, Российский банк развития и Росэксимбанк, по мнению НБС, целесообразно слить во вновь создаваемый Банк развития. Как сказал РБК daily член НБС Павел Медведев, доклад совета будет представлен президенту России в ближайшие дни.