• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Германский локомотив

BusinessWeek Россия. 2007. № 2. 22 января

...Правда, как замечает заведующий кафедрой мировой экономики ГУ-ВШЭ Владимир Гутник, потребительскую динамику подстегнул фактор психологического ожидания повышения налога на добавленную стоимость (с 16% до 19%).
Люди решили купить товары до того, как они с 1 января нового года подорожают...

Прирост ВВП Германии в 2006 году, по предварительным оценкам, составил 2,5%. Таких темпов страна не знала шесть лет. Другие показатели тоже радуют правительство Ангелы Меркель: дефицит бюджета снизился до 2,6%, индекс деловой активности (по версии мюнхенского исследовательского института Ifo) достиг наивысшего уровня со времени воссоединения Германии, а индекс доверия инвесторов к середине января — максимального уровня за последние полгода.
Ускорение германской экономики было во многом достигнуто за счет благоприятной внешней конъюнктуры.
Быстрый рост мировой экономики стимулировал 12-процентный рост германского экспорта, генерирующего 40% ВВП страны, что, естественно, "подтянуло" и смежные отрасли. В итоге быстрыми темпами (таковых не было с 1950 года!) повышалась занятость, а вслед за ней и личное потребление, жилищное строительство. Правда, как замечает заведующий кафедрой мировой экономики ГУ-ВШЭ Владимир Гутник, потребительскую динамику подстегнул фактор психологического ожидания повышения налога на добавленную стоимость (с 16% до 19%).
Люди решили купить товары до того, как они с 1 января нового года подорожают.
Как долго еще Германия удержит набранный темп? Осенью эксперты прогнозировали, что в 2007 году рост снизится до 1,5%, однако объемы декабрьских заказов в промышленности показали: динамика 2006-го сохранится и в первые месяцы нового года. Большинство экспертов считают, что в 2007 году прирост германского ВВП составит около 2%. Но динамика роста может оказаться и ниже, в частности, вследствие удорожания энергоресурсов и замедления американской экономики.
Какие же факторы в наибольшей степени определяют скорость "германского локомотива"? Самым негативным из них остается незавершенность социальных реформ, в том числе в сфере здравоохранения. При нынешней системе объемы средств, которые работодатели обязаны вносить за работников в фонды обязательного медицинского страхования, ложатся на них все более отягощающим бременем.
Это в конечном счете влияет на конкурентоспособность германской промышленности. Причем больше, чем энергетика.