• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвестиции под контролем Правительство не отдаст депутатам решение о государственных капвложениях

Ведомости. 2007. № 12. 25 января

...Зависимость экономики России от нефти увеличивается и у управленцев появляется соблазн и дальше наращивать расходы, говорит главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Ограничение дефицита 2% — тактически верный ход, он поможет сохранить стабильность при резком ухудшении внешней конъюнктуры. Но еще лучше было бы запретить дефицит вообще, считает Гавриленков.

Минфин и Минэкономразвития договорились о том, как нужно изменить Бюджетный кодекс (БК). Принятие решений о госинвестициях останется за чиновниками, а дефицит бюджета ограничится 2% ВВП. Такие поправки в кодекс сегодня рассмотрит правительство.

Основные поправки в кодекс касаются введения с 2008 г. трехлетнего планирования бюджета, порядка утверждения бюджетных инвестиций и ограничения бюджетного дефицита.

Как инвестировать бюджетные деньги
Сейчас федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральные адресные инвестпрограммы (ФАИП) — основные инструменты госвложений — формирует Минэкономразвития. Правительство утверждает список объектов, а Дума только одобряет расходы бюджета по разделам (например, “Энергетика”, “Дорожное хозяйство”).
Изначально Минфин предлагал проекты стоимостью сверх 1 млрд руб. вносить в бюджет отдельной строкой, а объектам стоимостью выше 10 млн руб. присваивать отдельные коды в бюджетной классификации, чтобы депутаты утверждали их в составе сводной бюджетной росписи. Но против этого резко выступило Минэкономразвития, посчитавшее, что Минфин заигрывает с депутатами и ущемляет права правительства и Минэкономразвития. “Полномочия правительства по формированию и утверждению перечня строек и объектов для федеральных госнужд отнесены к полномочиям либо Федерального собрания, либо Минфина”, — возмущался замминистра экономразвития Виталий Савельев в письме министру финансов Алексею Кудрину.
В итоге ведомства предложили совершенно другую градацию и порядок утверждения госинвестиций. Проекты стоимостью до 600 млн руб. будут утверждаться ведомствами, более 600 млн руб. — правительством. Объекты за 10 млрд руб. удостоятся отдельной строки в бюджете, а объекты стоимостью от 100 млн руб. до 10 млрд руб. тоже будут прописаны в бюджете, но депутаты будут голосовать только за общую сумму таких проектов в конкретном разделе бюджета.
Правительство берет расходы инвестиционного характера под более жесткий контроль, полагает директор Центра развития Наталья Акиндинова. Отражение расходов в бюджете станет нагляднее, но процедура принятия решений усложнится и бюрократических проволочек станет больше, считает она.
Новый порядок сократит разрыв между инвестиционным и бюджетным процессом, полагает экономист HSBC Bank Александр Морозов. “Сейчас сначала принимается закон о бюджете и только в следующем году утверждается список инвестируемых объектов”, — говорит он. Из-за этого бюджет начинает выделять деньги только со II квартала, а основная часть средств тратится в конце года.
Министерства теперь смогут интегрировать планирование текущих и капитальных расходов. “Объекты, которые стоят дороже 10 млрд руб., все наперечет”, — недовольна член бюджетного комитета Думы Оксана Дмитриева. А более дешевые проекты — это тоже огромные суммы, которые будут приходить в парламент в виде бюджетной росписи, и депутаты не будут знать, за что голосуют, возмущена она.

Дефицит не больше 2%
А вот в споре о дефиците бюджета уступило Минэкономразвития. Сначала предложение Минфина внести в Бюджетный кодекс норму о недопустимости дефицита больше 2% ВВП показалось Савельеву “необоснованным ограничением бюджетной политики”. Однако Минфин внес эту поправку в правительство без изменений.
С появлением ограничения по дефициту бюджета пропадает смысл нефтегазового фонда, считает чиновник правительства. “В этом случае все разговоры о дополнительных надстройках бюджета лишены смысла — они только усложняют бюджетный контроль”, — беспокоится он. Руководитель бюджетного департамента Минфина Алексей Лавров не согласен. В большинстве стран дефицит бюджета привязан к ВВП, что просто позволяет установить необходимые объемы заимствований, говорит он. “Это не отменяет необходимости создания нефтегазового фонда, который нужен для долгосрочной стабильности экономики и финансов”, — убежден он. Чиновник Минэкономразвития говорит, что задумываться о том, как не проесть нефтегазовые доходы, надо, но предложенная Минфином конструкция нефтегазового фонда нуждается в серьезной доработке.
Зависимость экономики России от нефти увеличивается и у управленцев появляется соблазн и дальше наращивать расходы, говорит главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Ограничение дефицита 2% — тактически верный ход, он поможет сохранить стабильность при резком ухудшении внешней конъюнктуры. Но еще лучше было бы запретить дефицит вообще, считает Гавриленков.