• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

# 25 Час. События время московское Отношения между Россией и Ираном

ТВЦ. 30 января 2007

...МАРК УРНОВ (президент фонда политических программ "Экспертиза"): Мне кажется, что не только принимать предложение Ирана, но и серьезно обсуждать его было бы для России бы просто губительно. Позиция Ирана понятна. Он сейчас чувствует сплоченное сопротивление развитых стран против своей ядерной программы и ищет какого-нибудь внешнего союзника. Играть в союз с такой страной просто испортить свой имидж.
КОР: Тем не менее, есть и иная точка зрения, согласно которой Россия в накладе не останется, если газовая ОПЕК станет реальностью...

В: Минувшем днем в России, которая, к сожалению, не имеет возможности влиять на ценообразование в области высоких технологий, обсуждали перспективу влияния на цены на важнейшем на сегодня для себя рынке - энергетическом. В центре внимания экспортеров была инициатива Тегерана, который предложил Москве создать нечто вроде совместного газового картеля.
КОР: Идея создания нефтяного аналога ОПЕК действительно давно витает в воздухе. И даже как-то странно, что она до сих пор не реализована. Ведь своему процветанию арабский экспортер нефти обязан исключительно существованию нефтяного альянса. Газ пока добывается и продается по другим правилам. И зачастую без особой пользы для населения. Россия вкупе с Ираном обладает половиной разведывательных запасов газа. А уровень жизни в этих странах отнюдь не самый высокий. Но за океаном процесс уже пошел. Боливия и Венесуэла договорились о совместной экономической политике на рынке углеводородных энергоносителей. И нефть с газом становятся весьма эффективным оружием в противостоянии США. Случай с Ираном очень сходная ситуация. И даже, исходя из того, что предложение скоординировать нефтегазовый рынок выглядит весьма здраво, это скорее вопрос политический, чем экономический.
МАРК УРНОВ (президент фонда политических программ "Экспертиза"): Мне кажется, что не только принимать предложение Ирана, но и серьезно обсуждать его было бы для России бы просто губительно. Позиция Ирана понятна. Он сейчас чувствует сплоченное сопротивление развитых стран против своей ядерной программы и ищет какого-нибудь внешнего союзника. Играть в союз с такой страной просто испортить свой имидж.
КОР: Тем не менее, есть и иная точка зрения, согласно которой Россия в накладе не останется, если газовая ОПЕК станет реальностью.
РАДЖАБ САФАРОВ (генеральный директор центра изучения современного Ирана): Если на самом деле эта идея будет реализована, то абсолютно очевидно, что позиция России и не только России, но и производителей газа будут во многом усилены. И как раз именно этого боится Запад, боятся многие другие партнеры России по Европе. То, что предложил духовный лидер Ирана, по большому счету не является новым предложением и не имеет особого шанса в ближайшее время быть реализованным.
КОР: Однако такой альянс, контролирующий половину запасов и добычи газа, позволил бы Москве в другом тоне разговаривать с Евросоюзом, основным потребителем российского газа. Сегодня Москва с учетом дышащих в затылок конкурентов того же Ирана и Туркменистана не может поднять цены на газ до уровня, адекватного спросу.