• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глубокая переработка

Политком.RU. 8 февраля 2007

...Основные из них в ходе кремлевской беседы изложил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он сказал, что отечественные предприятия с большим трудом (обычно - только через суд) добиваются положенного возмещения НДС, а диверсификация производства только добавит им мороки: "Чем больше будет ступеней переработки, тем больше проблем с возмещением НДС, потому что каждая новая ступень будет требовать нового возмещения. Компаниям это невыгодно"...

Владимир Путин объявил новый экономический курс: от эксплуатации природных ресурсов - к их глубокой переработке. Смена вех произошла в минувший вторник на очередной встрече президента с представителями крупного бизнеса. "Предпринять согласованные действия по более рачительному использованию природных богатств страны, переориентируя экономику на инновационный путь развития", - поставил задачу глава государства. Иначе говоря, Путин призвал капитанов экспортной экономики (ее отрасли - нефтегазохимия, металлургия, горнорудный комплекс, лесная промышленность, электроэнергетика): инвестируйте в собственный производственный цикл!
Призыв более чем актуален: активы, выведенные отечественным бизнесом за рубеж, сегодня составляют 120 млрд. долларов, тогда как иностранные приобретения в России выражаются суммой в 4,71 млрд.
Вообще-то, апелляция к сырьевым магнатам выглядит странной, на первый взгляд. Кому-кому, а им-то при нынешних ценах на нефть нет никакого резона заниматься диверсификацией своего бизнеса. Они хорошо себя чувствуют в экспортно-зависимой экономике и пока заинтересованы только в одном - в наращивании добычи. Их аппетиты только на то и направлены. Внушать им полезность еще и другой производственной деятельности - все равно что предлагать волку, тоже по-своему промышляющему добычей "сырья", заняться кожпереработкой и открыть шерстобитную фабрику. Но, с другой стороны, апеллировать больше и не к кому. Средний и малый бизнес у нас в крайне неразвитом состоянии. Ожидать с их стороны серьезных инноваций, прокладывающих путь к передовым технологиям, было бы совершенным прекраснодушием. Что может Россия сегодня предложить на экспорт, кроме сырья? Пожалуй, только оружие и ракетно-космические комплексы. Все остальное неконкурентоспособно.
Словом, задача, поставленная президентом перед крупным бизнесом, носит скорее стратегический характер и не рассчитана на скорый результат. Тем более что установка на превращение России в энергетическую сверхдержаву остается в силе. Правда, стоит задуматься, как эта установка согласуется с президентским же требованием диверсифицировать экономику. Понимать, вероятно, следует так: одно другого не исключает.
Но почему российскому бизнесу выгоднее заниматься добычей сырья, пренебрегая его переработкой? Тому немало причин. Основные из них в ходе кремлевской беседы изложил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он сказал, что отечественные предприятия с большим трудом (обычно - только через суд) добиваются положенного возмещения НДС, а диверсификация производства только добавит им мороки: "Чем больше будет ступеней переработки, тем больше проблем с возмещением НДС, потому что каждая новая ступень будет требовать нового возмещения. Компаниям это невыгодно". Прозвучали и жалобы на непомерную тяжесть налогового бремени. Было сказано, что РСПП намерен "требовать снижения ставки НДС даже не до 13, а до 10 процентов" и что заняться экспортом продуктов переработки мешает не только государственный протекционизм в странах, на рынки которых пытаются пробиться российские компании, но и отсутствие государственного протекционизма в нашей стране.
Добиваться налоговых послаблений и прочих "удобств" - скажем так, не последняя цель представителей бизнес-элиты на встречах с главой государства. И хотя торговаться с Путиным, а тем более ставить ему ультиматумы бесполезно, а подчас и небезопасно, выдвижение встречных условий в мягкой сослагательной форме всякий раз наблюдается. Вот и теперь. Но желание наших магнатов обратить президентскую инициативу еще и к собственной выгоде не вызывает вопросов. Диверсифицировать экономику в одностороннем порядке (то есть без государственных преференций) невозможно.
То, что с лидерами российского бизнеса Путин встречался накануне 15-летия РСПП, разумеется, не является календарной случайностью. Встреча символизировала подведение некоторых итогов во взаимоотношениях бизнеса и власти. И стала очередной страницей в истории РСПП. А его история - это история развития капитализма в современной России. Созданный на обломках социалистической экономики с целью "защитить отечественную промышленности, спасти ее от разграбления", Научно-промышленный Союз СССР (преобразованный после в РСПП) был ответом на вызов новой реальности. Возглавивший эту организацию Аркадий Вольский (он был президентом РСПП более 12 лет, почти до своей недавней кончины) занял самую прочную, самую безопасную нишу, не подверженную никаким политическим штормам. Власть менялась, а Вольский был нужен стабильно.
В ноябре 2000 года крупные бизнесмены вступили в РСПП. Владимир Путин приказал им не вмешиваться в политику и приступил к деолигархизации государства. С того момента отношения капитала и власти начали подвергаться глубокой переработке. Вспомним…
Декабрь 2000 г. Делегация РСПП нанесла визит в Генпрокуратуру и выступила в защиту эмигрировавшего в Испанию медиа-магната Владимира Гусинского. По этому поводу в РСПП возник раскол. Против заступничества за опального олигарха выступили лидеры Альфа-групп Михаил Фридман и Петр Авен.
Январь 2002 г. Президент РСПП Аркадий Вольский с несколькими членами правления союза явился в Генеральную прокуратуру, чтобы поручиться за находящихся под стражей руководителей компании СИБУР Якова Голдовского и Евгения Кощица. Разговор с генпрокурором состоялся, но вызволить коллег профсоюзу олигархов не удалось.
Февраль 2003 г. В Кремле состоялась встреча президента с представителями бизнеса. Та самая, знаменитая, на которой глава ЮКОСа Михаил Ходорковский поставил под сомнение чистоту сделки по продаже компании "Северная нефть" и вызвал ответную резкую реплику Путина.
Июль 2003 г. Арестован глава "Менатепа" Платон Лебедев. Президент РСПП Аркадий Вольский передает Владимиру Путину письмо с протестом предпринимателей против "политической и экономической самостоятельности правоохранительных органов".
Октябрь 2003 г. Арестован глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Бюро РСПП выступает с резким заявлением о силовом давлении на бизнес. Владимир Путин требует "прекратить истерику".
Ноябрь 2003 г. Состоялся ХIII съезд РСПП. В нем принял участие Владимир Путин, которого встретили и проводили бурной овацией. Слова "ЮКОС" и "Ходорковский" с трибуны не звучали.
Овации и рукоплескания, сопровождавшие речь Путина на съезде РСПП, засвидетельствовали всеобщее подчинение президентской воле. А главным пунктом повестки дня этого съезда было: "Позиция РСПП в связи с предложенными президентом РФ В.В. Путиным мерами по укреплению российской государственности". Когда настало время коллективно выяснить, какова же эта позиция, Аркадий Вольский сказал, обращаясь к залу: "Обсуждать не будем - будем поддерживать". Голосовали поднятием рук. Путин сидел в президиуме и наблюдал, как Аркадий Иванович вопрошает коллег: "Кто против? Кто воздержался?" - и объявляет: "Единогласно". Вот с этого момента, по мнению некоторых бизнесменов, "начался самороспуск РСПП".
Что будет дальше с этим предпринимательским объединением? Насколько оно жизнеспособно? Член правления РСПП Евгений Ясин сказал автору этих строк: "Бизнесмены деморализованы. И озабочены только одним - как сохранить свое влияние и откупиться от власти. Кто-то откупается яйцами, кто-то чем-то еше… Но никакой профсоюз предпринимателей сейчас все равно ничего не решает. Некоторые бизнесмены ходят в Кремль по своим делам, как ходили и прежде. А некоторые как не ходили, так и не ходят туда с целью урвать себе кусок. Латентный конфликт между бизнесом и властью сохраняется".
Как бы то ни было, глубокая переработка тех, кого прежде называли олигархами, завершена. Осталось приступить к глубокой переработке природных ресурсов.