• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес пустили на глубокую переработку Владимир Путин обсудил с предпринимателями экономику будущего

Московские новости. 2007. № 5. 9 февраля

...Президент РСПП Александр Шохин после встречи рассказал, что речь шла о сотнях миллиардов долларов и конкретных сроках перехода на инновационную экономику - примерно 7-10 лет. Глава промышленников подчеркнул, что "государство должно аккуратно входить в бизнес", и главным критерием при этом является эффективность управления. Полностью поддерживая новый курс президента, господин Шохин тем не менее дал понять: "обременение", связанное с глубокой переработкой, возможно только в обмен на налоговые и таможенные льготы...

Очередная встреча Владимира Путина с бизнес-элитой страны состоялась накануне 15-летия российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Все участники круглого стола сошлись в том, что современная экономика должна быть в первую очередь не сырьевой, а инновационной.

Юбилейная рассадка
На этот раз в Кремль пригласили только крупный бизнес - бюро правления РСПП почти в полном составе. Формально это было связано с юбилеем "профсоюза олигархов", которых Владимир Путин поздравил в самом начале встречи. Но в первую очередь такая выборка приглашенных диктовалась повесткой дня. Президент в своей вступительной речи сразу же обозначил ту стратегическую перспективу, в которой, по всей видимости, и должны пересекаться интересы бизнеса и государства.
Государство в Екатерининском зале представляли министры: экономического развития и торговли - Герман Греф, финансов - Алексей Кудрин, природных ресурсов - Юрий Трутнев, промышленности и энергетики - Виктор Христенко. Кроме них на встрече присутствовали глава президентской администрации Сергей Собянин, его заместитель Владислав Сурков и помощник президента Игорь Шувалов. Оказавшись своеобразным "буфером" между правительственным и деловым флангами, глава государства периодически сдерживал напор последнего.
Предприниматели выступили как одно целое - многие даже оставили в стороне формальности и "не так сели". Например, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов почему-то переместился в кресло, помеченное табличкой директора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова, а на месте председателя совета директоров "Русала" Олега Дерипаски восседал его коллега по "СУАЛ-холдингу" Виктор Вексельберг. О важности дисциплины, в том числе налоговой, Владимир Путин напомнил собравшимся "с порога": "Бизнес, со своей стороны, надеюсь, оценил выгоду строгого соблюдения установленных правил". Эту тему президент развивать не стал, но пример тех, кто такой выгоды не оценил, был и без того очевиден.
Можно было ожидать, что за круглым столом обсудят возможность строительства новой ветки трубопровода до Приморска, о которой стало известно накануне. Однако эта тема не прозвучала (возможно, потому, что среди приглашенных не было главы "Транснефти" Семена Вайнштока). Ведь данный проект не связан с глубокой переработкой сырьевых ресурсов и развитием на территории РФ производств с высокой добавленной стоимостью, о чем настойчиво говорил Владимир Путин. "Россия вполне может выйти на лидирующую позицию по добыче нефти. Не знаю, правда, нужно ли нам это..." - философски заметил президент. И поставил перед бизнесом конкретную, хотя и не новую задачу - уже в обозримом будущем выходить на внешние рынки с полноценным высокотехнологичным продуктом вместо экспортирования сырой нефти, газа, руды, древесины. Глава государства объяснил, что от диверсификации выиграют сами предприниматели - даже если при нынешней мировой конъюнктуре им пока выгодна простая прокачка сырья.

Счет для министров
Президент РСПП Александр Шохин после встречи рассказал, что речь шла о сотнях миллиардов долларов и конкретных сроках перехода на инновационную экономику - примерно 7-10 лет. Глава промышленников подчеркнул, что "государство должно аккуратно входить в бизнес", и главным критерием при этом является эффективность управления. Полностью поддерживая новый курс президента, господин Шохин тем не менее дал понять: "обременение", связанное с глубокой переработкой, возможно только в обмен на налоговые и таможенные льготы. И от имени сообщества, которое, по выражению Виктора Христенко, "голосует деньгами" за развитие страны, выставил министрам счет.
Это корректировка условий лицензионных соглашений на крупные проекты, более рациональное использование средств Инвестфонда, стимулирование развития холдингов и введение для них единой налоговой отчетности, предоставление "налоговых каникул" на прибыль и имущество для вновь создаваемых производств, либерализация амортизационной политики, обнуление на постоянной основе налоговых пошлин на импорт отдельных видов оборудования. Но главным требованием было снижение ставки НДС в случае, если администрирование не даст результатов. "Это даже снижение ставки не до 13 процентов, Алексей Леонидович, как это предлагалось пару лет назад, а, может, даже и до всех 10 процентов. Только такая ставка со сложностями возмещения может считаться необременительной для бизнеса", - обратился Шохин прямо к Кудрину, который при этом, естественно, не выказал особого энтузиазма.
Бизнесмены настаивали на либерализации условий предпринимательской деятельности, "дипломатической поддержке" для продвижения продукции вовне и государственном участии в финансировании инфраструктурных проектов. Когда о препонах, чинимых российскому бизнесу, рассказывал Виктор Вексельберг, Владислав Сурков внезапно оживился и передал президенту записку. Оживление тут же передалось Владимиру Путину, который предложил всем участникам отказаться от привычных терминов "завоевание" и "экспансия": "Наши коллеги и так там пугаются непонятно чего... Лучше говорить об освоении иностранных рынков, чтобы не пугать их окончательно". Таким образом, Кремль не просто пытался найти общий язык между бизнесом и правительством (которое по итогам встречи получит очередной пакет поручений), но и внести свой вклад в мировую экономическую "разрядку". Значит, совещание имело двойную пользу.