• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Самые серьезные опасения для экономики последуют после 2015 г. - Алексей Кудрин

ИА REGNUM. 1 марта 2007

В 2007 г. инфляция составит от 7% до 8%, заявил министр финансов России Алексей Кудрин, выступая перед студентами Высшей школы экономики 28 февраля в Москве, сообщает ИА REGNUM. По его словам, два первых месяца нового года пройдены "более аккуратно", чем в 2006 г., что позволяет выйти на уровень инфляции в 8% по итогам 2007 г.

В 2007 г. инфляция составит от 7% до 8%, заявил министр финансов России Алексей Кудрин, выступая перед студентами Высшей школы экономики 28 февраля в Москве, сообщает ИА REGNUM. По его словам, два первых месяца нового года пройдены "более аккуратно", чем в 2006 г., что позволяет выйти на уровень инфляции в 8% по итогам 2007 г. Лекция была посвящена концепции ненефтегазового бюджета и стабилизационному фонду, необходимость сохранения которого в неприкосновенности доказывал глава Минфина. В частности, он привел в пример Азербайджан, где с приходом к власти Ильхама Алиева результатом расходования средств стабфонда на "благие намерения" - дорожное строительство, стала резко возросшая инфляция - с 2,2% в 2003 г. до 6,8% в 2004 г. и 9,6% в 2005 г. В Китае, по словам Кудрина, где стерилизуется порядка 10% доходов к ВВП инфляция составляет 4%, в Сингапуре в условиях стерилизации 9% денежной массы - 2%, в России - 9% (стерилизация 5,5% денежной массы).
Глава Минфина подчеркнул, что, несмотря на появление стабфонда (без которого вряд ли удалось бы сдержать количество денег в экономике только с помощью заимстований, ставки обязательного резервирования, депозитов, ценных бумаг Центробанка), проблема избыточной денежной массы сохраняется, и ее прирост последние годы превышает прогнозы министерства: в 2005 г. по плану этот показатель должен бы составить 27-34% к 2004 г., в 2006 г. - 22-28% к 2005 г., однако он достиг почти 39% и 49% в 2005 и 2006 гг. соответственно. Впрочем на этот год прирост денежной массы М2 запланирован в еще более меньшем размере - 20-26% по отношению к 2006 г.
По мнению экспертов, в том числе из Минфина, в 2010 г. сальдо торгового баланса России будет почти нулевым, отметил Кудрин, добавив, что, скорее всего, это произойдет в 2011 - 2012 гг. Хотя темпы прироста будут несколько ниже, импорт продолжит расти за счет укрепления рубля и роста ВВП, в то время как экспорт будет оставаться примерно на одном и том же уровне. Согласно прогнозу социально-экономического развития в 2007 г. импорт составит $198 млрд, экспорт - $296 млрд; в 2008 г. импорт должен достигнуть $230 млрд, экспорт - $303,5 млрд; в $2009 г. импорт вырастет до $269 млрд, экспорт - до $307,7 млрд; в 2010 г., как ожидается, импорт составит $295 млрд, экспорт - $308,9.
По данным министра финансов, темпы добычи нефти и газа в ближайшие годы существенно снизятся и не будут превышать 2-3%, значит, доля нефтегазового сектора в ВВП будет меньше, а рост экономики - замедлится (примерно через 13 лет темпы роста снизятся до 4%, с 2022 г. - до 3%, при этом и инфляция в последующие несколько лет должна быть не выше 2,5-3%). "Газпром и другие крупные компании ждут новых разведок. Но это не сегодня: от начала разведки до получения доходов - 15 лет. Даже если начнут активно разведывать и инвестировать сегодня, смогут получить доход не так скоро", - заметил он.
Экономика продолжает сохранять сырьевой характер, обратил внимание Кудрин. Об этом свидетельствуют данные о существенном росте доли товаров ТЭК в российском экспорте (с 41% в 1999 г. до 63,3% в 2006 г.).
Доля нефтегазовых доходов в бюджете также пока росла - до 44,5% в 2005 г. (в 2004 г. - 31,9%). Более того, по словам Кудрина, начало этого года показало, что прогнозы Минфина о снижении доли этих доходов в федеральном бюджете 2006 г. были ошибочны. Тем не менее, их снижение в дальнейшем произойдет, например, при цене нефти $50 за баррель, почти на 5-6%. "В связи с тем, что добыча растет медленнее, чем экономика, будет снижение объема доходов в ВВП", - констатировал он. По прогнозам министерства, доля нефтегазовых доходов сократится с 11,4% к ВВП в 2006 г. до 5,6% к ВВП в 2010 г. Цена на нефть марки Urals, согласно прогнозу, сделанному в феврале этого года, составит $55 в 2007 г., $53, $52 и $50 за баррель в последующие три года. В декабре прогнозная цена была несколько выше, а консенсусный вариант - $53 в текущем году и $49, $46, $45 в следующие три года.
Стоит добавить, что если в бюджете прошлого года ненефтегазовые и нефтегазовые доходы должны были находиться в соотношении 51 к 49, то в 2007 г. их пропорция должна измениться в сторону увеличения доли ненефтегазовых доходов до 59%. По прогнозу финансирования ненефтегазового дефицита, одобренному в конце декабря - начале января, в 2006 г. - это 5,1% к ВВП, в 2007 г. - 5,3% к ВВП, в 2008 г. - 5,1%, в 2009 г. - 4%.
Стабфонд по состоянию на 1 января составил 2 трлн 647 млрд руб. или $99,8 млрд. Учитывая, что он формируется из поступлений от налога на добычу полезных ископаемых и вывозных пошлин на энергоресурсы, в 2006 г. в него поступило 643 млрд руб. за счет НДПИ и 963 млрд руб. за счет пошлин. Кудрин напомнил, что базовая часть в размере 500 млрд руб. записана в Бюджетном кодексе как резервная часть фонда, которую нельзя тратить, однако, сегодня, полагает он, "никакой роли она не играет и не страхует", поскольку 500 млрд руб. сегодня составляют уже не 3%, а около 1,5% от ВВП.
"Размер нефтегазового трансферта должен обеспечить долгосрочную устойчивость бюджета, обеспечить постоянный устойчивый рост доходов, которые финансируются за счет нефтегазовых доходов, сбалансированность денежно-кредитной политики, должен базироваться на долгосрочных ценах на нефть", - заявил Кудрин. Концепция трехлетнего бюджета, по его словам, должна предусматривать, в том числе, раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.
Отвечая на вопрос о том, может ли в перспективе снизиться ставка НДС, министр заявил, что этот налог - "последний, которого стоит касаться". "Он единственный, который не связан с газом и нефтью. Растет экономика, растет НДС. В то время, как другие будут снижаться, он будет хорошим стабилизатором. Если его ставку существенно дифференцировать, 1% снижения ВВП хватит только на снижение НДС в среднем до 15%. Чтобы снизить до 13-14%, придется сокращать значительно больше", - заявил Кудрин. Он также отметил, что не считает актуальным снижение единый социальный налог. "Я не будут высказывать мнение, какую ставку нужно понизить. Оно очень чувствительно для экономики", - заявил в конце концов министр.
"Без повышения пенсионного возраста в любом случае будет огромная дыра в бюджете. Будем искать дополнительные источники, чтобы ее закрыть. Собирается ли министерство финансов принимать участие в решении этой проблемы?", - спросил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По словам Кудрина, действительно, самые серьезные опасения для экономики вызывает период после 2015 г., связанные с демографическими проблемами, и в частности, с тем, что существенно изменится соотношение работающих и неработающих (их соотношение будет примерно равным, 1 к 1). При этом, отметил он, ЕСН не сможет обеспечить коэффициент замещения зарплаты пенсией 27%. Чтобы сохранить это соотношение зарплаты и пенсии, нужно найти дополнительных доходов в размере примерно 2% ВВП. Пока окончательного решения о повышении пенсионного возраста, как известно, не принято. Глава Минфина также заметил, что в конце этого года - в начале будущего начнутся структурные реформы в системе оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, когда принцип сметного финансирования будет заменен на отраслевую оплату труда.