• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюджетное завещание президента Владимир Путин озадачил преемника.

Бизнес. 2007. № 39. 12 марта

...По мнению главного экономиста "Тройки Диалог" Евгения Гавриленкова, достичь такого уровня в краткосрочной перспективе реально, если бюджетная политика не будет популистской. "Многие цены промежуточных товаров, товаров конечного потребления у нас уже на уровне мировых, и их дальнейший рост маловероятен",— аргументирует он.

В обнародованном бюджетном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин, в отличие от прошлых лет, не поставил перед законодателями практически ни одной новой масштабной задачи. В документе, который был направлен в обе палаты парламента в пятницу, президент предлагает решить проблемы, "зависшие" в прошлые годы, и ставит задачи на среднесрочную перспективу: снизить инфляцию до 3–4% и обеспечить переход на долгосрочное (до 10–15 лет) бюджетное планирование. Выполнять их, очевидно, предстоит новому президенту.

Те, кто ожидал от президента новых предложений по совершенствованию налоговой системы, были разочарованы. Одна из важнейших частей послания "Основные направления налоговой политики" состоит фактически из пересказа подготовленной Минфином концепции по изменению налогового законодательства в 2008–2010 годах и содержит давно обсуждаемые предложения. Так, президент считает необходимым ввести налог на недвижимость для физических лиц, "исчисляемый от рыночной цены объекта недвижимости", но чтобы при этом не пострадали малообеспеченные граждане. Как ранее заявлял замминистра финансов Сергей Шаталов, этот налог может начать действовать в 2009 году.
Кроме этого, уверен Владимир Путин, стоит рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, "а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) платежей по НДС". Увязав взаимоисключающие задачи, президент дал возможность сторонникам и противникам снижения НДС продолжить спор на эту тему, уверен директор центра стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев: "Обе стороны приводят весомые аргументы, и президент решил — пусть еще поспорят. Мне кажется, президент все же поддержал тех, кто считает, что НДС трогать пока не надо". По мнению наиболее влиятельного сторонника реформы НДС начальника Экспертного управления президента Аркадия Дворковича, усовершенствовать НДС можно за счет его снижения, замены на налог с продаж или путем внесения изменений в администрирование этого налога.
Другие предложения в налоговой сфере сформулированы столь же расплывчато: к примеру, президент высказался за преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда, отметив при этом, что они "должны осуществляться в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования". Из этого можно сделать вывод, что снижения единого соцналога в ближайшие годы не произойдет. Президент также высказался за сохранение плоской шкалы подоходного налога, которая "доказала свою эффективность". Кроме этого, Владимир Путин в очередной раз заявил о необходимости скорейшего введения "критериев оценки эффективности работы налоговых органов" и принятия закона, освобождающего от налогообложения дивиденды, получаемые российскими компаниями от стратегических инвестиций в дочерние общества.
Радует хотя бы то, что все наиболее принципиальные решения должны быть законодательно оформлены в течение 2007 года. "И это действительно очень хорошо: президент фактически констатировал, что надо наконец умерить зуд налогового реформаторства",— комментирует Игорь Николаев.

Учиться управлять бюджетом
Управление бюджетом, по мнению президента, уже достигло того уровня, с которого можно переходить на планирование, превышающее трехлетний горизонт. О необходимости перспективного планирования говорилось еще в бюджетном послании 2004 года. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс только рассматриваются Госдумой, однако президент считает, что необходимо готовить бюджетные прогнозы на 10–15 лет. Из послания следует, что государство усиливает свою роль в экономике: приоритет бюджетных расходов отдается поддержке судо- и авиастроения, развитию транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры. Все это долгосрочные задачи, и именно этим объясняется увеличение сроков прогнозирования, считает старший экономист ФК "Уралсиб" Владимир Тихомиров. Если в предыдущем послании президент предостерегал от быстрого наращивания расходов, то в нынешнем предостерегает от наращивания обещаний: сначала необходимо удостовериться в том, что они будут исполнены. Этому и поможет долгосрочный финплан.
Президент поставил точку в дискуссиях о дальнейшей судьбе стабфонда: его следует разделить на две части — резервную и фонд будущих поколений. Эта концепция полностью соответствует предложениям Минфина. Принцип формирования стабфонда не меняется, но резервная часть, призванная страховать бюджет на случай падения цен на нефть, будет установлена в процентном отношении к ВВП. "На что будут потрачены доходы от инвестирования второй части, предстоит решить преемнику",— полагает экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин. Президент предлагает сохранить регулирование тарифов на продукцию естественных монополий: оно, наряду с взвешенной политикой госрасходов, решением инфраструктурных задач и сохранением стабфонда, позволит снизить инфляцию до 3–4%.
По мнению главного экономиста "Тройки Диалог" Евгения Гавриленкова, достичь такого уровня в краткосрочной перспективе реально, если бюджетная политика не будет популистской. "Многие цены промежуточных товаров, товаров конечного потребления у нас уже на уровне мировых, и их дальнейший рост маловероятен",— аргументирует он.