• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кластеры гарантируют конкуренцию Внутри таких образований кипит нешуточная борьба

Россiя. 15 марта 2007

...Именно в этом ракурсе рассматривали участники заседания президиума Госсовета многие предложения. Касаясь этих предложений, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин поставил точку над "i", заметив: "Мы часто говорим, что одна из задач модернизации промышленности – это импортозамещение. Но в принципе, я думаю, критерием должно быть не импортозамещение, иначе мы будем опираться на собственные силы в духе идей чучхе, а все-таки производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. И в этом плане промышленна я политика – это политика конкурентоспособности"...

Промышленная политика, которую еще не столь давно многие экономисты клеймили как возврат к советским методам хозяйствования, когда под лозунгом борьбы с "параллелизмом" и "дублированием" из экономики сознательно устраняли конкуренцию, вновь в чести. Это ясно показало заседание президиума Госсовета, которое прошло недавно в Волгограде и повестка дня которого называлась "О мерах поддержки развития промышленности в Российской Федерации". Тема чрезвычайно актуальная, что сразу обозначил выступавший на заседании глава государства. Он отметил, что вклад обрабатывающей промышленности в экономический рост пока еще незначителен. А доля продукции с высокой степенью добавленной стоимости в структуре российского экспорта, к сожалению, пока только уменьшается и уже составила около 10%.
Одна из первостепенных причин этого – архаичная структура и организация производства. Большинство российских заводов по-прежнему остаются предприятиями с замкнутым производственным циклом. И уже очень скоро прозвучало слово "кластер" – когда президент отметил, что во всем мире крупные корпорации формируют вокруг себя целые кластеры малых и средних предприятий: внедренческих, сервисных и дилерских компаний и фирм.
Термин довольно новый, у нас более известный тем, кто имеет дело с компьютерной техникой. Примечательно: на заседании один из участников, весьма уважаемый человек, по сути, не ответил на прямой вопрос Путина: что такое кластерная инициатива применительно к конкретному производству?
Попробуем разобраться. Кластером в промышленности называют сообщество малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий. Президент Путин привел в качестве примера компанию металлургического профиля, которая занимается всем – от сбора металлолома до изготовления конечной продукции. Глава ее честно признался: это снижает рентабельность. Но так привыкли работать еще с тех пор, когда Госплан с Госснабом определяли каждому мало-мальски значимому предприятию поставщиков и потребителей.
Переходить на новую систему многие считают хлопотным, особенно если сбыт гарантирован и каналы его давно проложены. Связываться с поиском поставщиков тоже хотят не все компании – тут опять-таки нередко предпочитают придерживаться старых связей.
Между тем кластерная организация производства дает возможность достаточно быстро создать сеть поставщиков, прямо заинтересованных в качестве поставляемых полуфабрикатов и комплектующих, причем каждая из этих фирм старается отрабатывать свою технологию до совершенства, ибо внутри кластеров царит не мир, а конкурентная борьба. Понятно, что это способствует и внутриотраслевой конкуренции и далее конкуренции на мировом рынке.
Вот как описывает одно из экономических изданий механику этих процессов применительно к Индии, где за последние десятилетия наметился значительный прогресс в развитии таких наукоемких видов деятельности, как программирование, информационные и коммуникационные технологии, фармацевтическая и электронная промышленность.
Центр научно-технического прогресса в Индии – город Бангалор и прилежащие территории, где тесно переплетены связи между исследовательскими институтами и высокотехнологичными отраслями электроники, телекоммуникаций, оборонной промышленности и машиностроения, взаимодействующими с множеством малых и средних предприятий. В соответствии с решениями индийского правительства в течение послед них 30 лет осуществляется национальная программа научно-технического развития, в соответствии с которой Бангалор превращен в центр интенсивных технологий. Благодаря государственным инвестициям, направляемым в институты и на предприятия этого города, удалось организовать устойчивый процесс технических инноваций во многих секторах промышленности. Крупные предприятия госсектора действовали при этом как ускорители технического прогресса.
Во взаимодействии крупных, средних и малых предприятий главенствующее место занимает система субконтрактных отношений, послужившая основой создания консорциумов. Так, фирмы по производству станков создали консорциум с определенной специализацией фирм-участниц по типам выпускаемых станков и по их продаже в других регионах, откуда система маркетинга оперативно передает запросы клиентов производителям. Этот консорциум развился на базе центра машиностроения, который привлек квалифицированных специалистов многих взаимодействующих станкостроительных фирм, что позволило консолидировать их усилия.
Всего же в Индии действует свыше 2 тыс. кластеров, из которых 388 – промышленных и 1657 – объединяющих ремесленнические предприятия. Кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции страны, а некоторые крупные кластеры производят до 90% отдельных видов продукции, выпускаемой в стране (производство одежды, ювелирных и кожаных изделий). Индийские малые предприятия стремятся к концентрации вокруг крупных промышленных компаний или в метрополиях, либо в больших городах, где существует огромный потребительский рынок и есть трудовые ресурсы в сочетании с развитой промышленной и социальной инфраструктурой. Количество малых предприятий, действующих в составе различных кластеров, колеблется от 40–50 до 1700 (в кластере по производству технического оборудования в г. Дели).
Другим примером процесса создания кластеров может служить опыт японской экономики, первоначально основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автопромышленный кластер фирмы "Тойота" имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тысяч субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Правда, это в значительной мере исключает возможную соревновательность, свойственную свободному рынку, однако чисто ценовые соображения при закупке компонентов все же способствуют оптимизации производства.
Сейчас, как считает автор посвященного этому материала в журнале "Бизнес для всех", подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание и в России. В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические объединения предприятий в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационные группировки предприятий в Москве, комплекс автомобильных предприятий в Приволжском федеральном округе, где в настоящее время производится более 90% отечественных автомобилей. В этом регионе действует множество университетов, колледжей, научных институтов, консалтинговых компаний, занимающихся проблемами автопрома. Высокая концентрация автомобильных компаний и связанных с ними организаций создает благоприятную среду для получения конкурентных преимуществ.
Читатель, конечно, обратил внимание на частое повторение в нашем обзоре слова "конкуренция". Это неспроста. Именно в этом ракурсе рассматривали участники заседания президиума Госсовета многие предложения. Касаясь этих предложений, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин поставил точку над "i", заметив: "Мы часто говорим, что одна из задач модернизации промышленности – это импортозамещение. Но в принципе, я думаю, критерием должно быть не импортозамещение, иначе мы будем опираться на собственные силы в духе идей чучхе, а все-таки производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. И в этом плане промышленна я политика – это политика конкурентоспособности". Тут стоит еще вспомнить, что несколько лет назад в одном из первых теледиалогов с россиянами сам Путин определил понятие российской национальной идеи двумя словами: эффективность и конкурентоспособность.