• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляционный просчет В прогнозах МЭРТ нашли неувязки

РБК daily. 28 марта 2007

...Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков более оптимистичен. По его мнению, инфляция в 2007 году будет ниже 7% — возможно, на уровне 6,5%. Если их прогнозы сбудутся, то 2007 год может войти в историю как первый год, когда официальная оценка будет выше фактического роста цен...

Благоприятные макроэкономические тенденции, проявившиеся в январе, были закреплены и в последующие месяцы. Предварительные мартовские данные по инфляции позволяют экспертам понизить прогнозы роста цен по итогам года. Многие из них сходятся во мнении, что инфляция будет ниже 7% против официально прогнозируемых 8%. Вместе с тем к макроэкономическим расчетам МЭРТ на 2008—2010 годы они относятся скептически. Несогласованность некоторых оценок министерства свидетельствует о том, что снижение темпов инфляции может резко затормозиться на отметке 7% в 2009—2010 годах вместо обещанных 5,5%.
Макроэкономическая картина, представленная Центром развития в обзоре текущего состояния российской экономики, оптимистична. Рост потребительских цен по итогам января—марта 2007 года отстает от показателей аналогичного периода прошлого года примерно на 1,5—1,6 процентного пункта. Если это отставание сохранится до конца года, годовая инфляция составит 7,4—7,5%. Но есть шансы и на ее большее снижение.
Эксперты отмечают, что в начале прошлого года очень быстро росли цены на сахар и плодоовощную продукцию, в начале этого года они растут гораздо медленнее или даже снижаются. За счет этого фактора в оставшиеся месяцы отставание от прошлого года может возрасти еще на 0,5—0,6 п. п., то есть инфляция окажется ниже 7%. Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков более оптимистичен. По его мнению, инфляция в 2007 году будет ниже 7% — возможно, на уровне 6,5%. Если их прогнозы сбудутся, то 2007 год может войти в историю как первый год, когда официальная оценка будет выше фактического роста цен.
Однако несмотря на то, что прогноз прошлого года был точным, а в этом, видимо, окажется даже слишком консервативным, в ближайшие три года вряд ли оправдаются ожидания властей по снижению инфляции до 5,5%.
В Центре развития обращают внимание на некоторую несогласованность цифр МЭРТ в сценарных условиях социально-экономического развития, на основе которых сейчас рассчитывается первый трехлетний бюджет страны. Эксперты считают, что снижение инфляции к 2010 году до 5,5—6% может быть не осуществлено.
Одна из неувязок в расчетах МЭРТ касается динамики цен на платные услуги. Цены в этих секторах растут пропорционально росту доходов населения. Но, как отмечает ведущий эксперт Центра развития Максим Петроневич, министерство прогнозирует замедление темпов роста цен в этих секторах по отношению к темпу роста доходов. "Это возможно, только если на рынке резко обостряется конкуренция, — говорит Максим Петроневич. — Но не стоит ожидать, что будет развязана ценовая борьба за потребителей, особенно в секторах транспорта и ЖКХ".
Не согласована в расчетах МЭРТ и динамика повышения цен на товары и услуги. Темп роста зарплат бюджетников в ближайшие три года значительно меньше ожидаемого в целом в экономике. Соответственно он должен быть восполнен небюджетными секторами. Но зарплаты в этих секторах будут повышаться за счет увеличения стоимости произведенных товаров и услуг. Но в прогнозе МЭРТ по услугам и товарам заложены значительно более низкие темпы роста цен, чем те, которые могли бы обеспечить планируемое повышение зарплат. Если учесть эти неувязки, по оценке экспертов Центра развития, при принятом графике повышения цен на электроэнергию, газ, ЖКХ и транспорт в 2009—2010 годах резко затормозится снижение инфляции на отметке 7%.
Более высокая инфляция на два-три года затянет процесс снижения процентных ставок по кредитам до рыночных 5—6%. Основные проблемы будут связаны также с необходимостью повышения пенсий и зарплат бюджетникам. "Но в проекте трехлетнего бюджета сценарий более высокой инфляции, которая может "отъесть" доходы бюджетников и пенсионеров, не предусмотрен", — отмечает Максим Петроневич.