• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интеграция в мировую торговлю

Парламентская газета. 11 апреля 2007

...Александр Шохин отметил, что следует учесть не только собственно нормы ВТО, но и действующее в этой организации прецедентное право.
По словам президента РСПП, одна из основных проблем вступления России в ВТО связана с "институциональным участием бизнеса в переговорном процессе". "Мы хотим, — добавил он, — проработать с Правительством механизмы постоянного участия бизнеса в этом процессе".

"Переговоры практически завершены. Теперь давайте думать, как жить в новых условиях" — таков основной девиз прошедшего в Москве II Международного конгресса "Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности", организаторами которого выступили Министерство экономического развития и торговли РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Вступление России во Всемирную торговую организацию — это не только обязательства, но и права, и связанные с ними преимущества.
Об этом говорили практически все докладчики. "С 2001-го по 2007 год мы провели в регионах свыше 300 конференций на тему изменяющегося законодательства, норм и правил ВТО, и здесь я хотел бы поблагодарить ТПП РФ, РСПП и Государственную Думу. Сейчас, я думаю, целесообразность такого шага, как и сама возможность цивилизованной защиты российских интересов в мировой экономике, не вызывает ни у кого сомнения", — сказал министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Один из основных докладчиков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев, заметил, что фактически Россия уже является членом Всемирной торговой организации: отечественные предприниматели в отношениях со своими зарубежными партнерами уже придерживаются правил ВТО, как и иностранные инвесторы. Последние семь лет продемонстрировали, как сплоченно могут работать законодательная, исполнительная власть и бизнес, чтобы сделать членство России в ВТО эффективным и качественным.
"Это, может быть, один из немногих примеров, когда позиция Правительства и позиция парламента, — заявил Алексей Лихачев, — динамично двигались в сторону интересов бизнеса. Очень бы хотелось, чтобы этот опыт был реализован и на других направлениях".
"Незадолго до конгресса мы провели серьезное обсуждение цифровых показателей на Приморском окружном форуме "Россия в ВТО", — рассказал Алексей Лихачев. — Выводы бизнеса: шокового эффекта нет, от членства России в ВТО мы получаем дополнительные рычаги для защиты наших рынков. Этап собственно присоединения де-факто завершился, и теперь необходимо решить, что нужно сделать, чтобы членство в ВТО было максимально эффективным".
Первое, чем, по мнению депутата, следует заняться в краткосрочной перспективе, — это добиваться ликвидации разного рода запретов, мешающих доступу российских товаров на мировые рынки. "Сегодня необходимо определять позицию нашей страны на тех переговорах, что идут внутри Всемирной торговой организации.
Один в поле не воин, а потому хотелось бы, чтобы Россия стала центром объединения ряда стран, сходных по экономическим интересам", — предложил Алексей Лихачев. Кроме того, по его мнению, необходимо создать базу поддержки отечественного экспорта. По инициативе Правительства и МЭРТ Госдума приняла в первом чтении закон "О Банке развития", что позволит не только на федеральном, но и на региональном уровне способствовать продвижению российских товаров, услуг и интеллектуальной собственности на мировые рынки. "Но законодательной базе требуется финансовое и организационное подкрепление, чтобы экспортная политика носила наступательный характер", — подчеркнул Алексей Лихачев.
Депутат отметил, что Госдума во взаимодействии с бизнесом принимала Таможенный кодекс, Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Принципы, заложенные в этих документах, полностью соответствуют требованиям ВТО и дают механизмы защиты как целых отраслей, так и отдельных товарных групп. "Немного сегодня действует защитных мер, это факт, но мы понимаем, как тяжело министерству, находясь в переговорном процессе, их вводить. Но к этому нужно стремиться и информировать об этом предпринимательское сообщество, — сказал Алексей Лихачев. — Мы также понимаем, что целому ряду отраслей наносит немалый вред черный и серый импорт. Дальнейшая отладка Таможенного кодекса, работы таможенных органов была бы на пользу не только российским производителям, но и российским потребителям ".
Работы со вступлением России в ВТО на Охотном Ряду прибавится: потребуется шлифовка экономического законодательства.
Так, по инициативе комитета ровно на год отложена имплементация четвертой части Гражданского кодекса — столько отпущено на "настройку" главного и единственного документа, регулирующего правовую защиту и оборот интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
Алексей Лихачев признал, что как воздух необходим закон о поддержке малого бизнеса. Уже весной Правительство внесет этот законопроект на рассмотрение Государственной Думы.
Похвала в адрес законодателей прозвучала из уст главы МЭРТ: "У нас есть защитные механизмы, например Закон "О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров ", который был принят еще в 2003 году, но который достаточно активно мы начали применять именно сейчас". При этом на Западе с большим вниманием отслеживают метаморфозы и новации в российском законодательстве.
К примеру, по словам Германа Грефа, эксперты ряда международных организаций в течение двух недель, прошедших после принятия во втором чтении Закона "О техническом регулировании", высказали претензии к ряду заложенных в него норм как несоответствующих обязательствам России по отношению к ВТО. "Мы приостановили рассмотрение закона в третьем чтении, провели экспертизу законопроекта, и Государственная Дума, вернув документ во второе чтение, приняла его с поправками, которые были согласованы с экспертами, и на сегодняшний день законопроект полностью соответствует законодательству ВТО. Это пример быстрого и конструктивного сотрудничества, — констатировал глава МЭРТ.
"Россия рассчитывает завершить двусторонние переговоры по ВТО с Вьетнамом до конца апреля, а с Камбоджей — до конца мая", — заявил глава Минэкономразвития. Министр также считает возможным завершить весь переговорный цикл в 2007 году и "в конце 2007 года или в крайнем случае в начале следующего года стать членом ВТО".
Александр Шохин отметил, что следует учесть не только собственно нормы ВТО, но и действующее в этой организации прецедентное право.
По словам президента РСПП, одна из основных проблем вступления России в ВТО связана с "институциональным участием бизнеса в переговорном процессе". "Мы хотим, — добавил он, — проработать с Правительством механизмы постоянного участия бизнеса в этом процессе".