• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Телевизоры вместо станков Потребительский импорт вырос в 13,4 раза

Ведомости. 2007. № 79. 3 мая

Если не учитывать процесс легализации, рост импорта покажется неправдоподобно быстрым, соглашается проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев. До 2000 г. многие товары ввозились по черным и серым схемам, говорит он.

Укрепление рубля стимулирует быстрый рост импорта инвестиционных товаров – это расхожее экономическое представление пытается опровергнуть Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). ИКСИ доказывает, что быстрее всего увеличивается потребительский импорт. Это не настоящий рост, а легализация, возражают оппоненты.

За последние восемь лет реальный курс рубля к доллару увеличился примерно вдвое, а импорт машиностроительной продукции вырос в 7,5 раза, тогда как весь импорт – втрое. Доля машиностроительного импорта возросла до 42%. Но начальник отдела ИКСИ Наталья Шварева уверена, что сильнее всего выигрывает именно потребительский импорт. Она вычла из объемов машиностроительного импорта ввоз автомобилей, бытовой и электронной техники и комплектующих товаров. Получилось, что доля инвестиционной продукции в суммарном импорте за 1999–2005 гг. почти не менялась (17–20%). А в денежном выражении инвестиционный импорт вырос в 3,5 раза (см. таблицу), тогда как потребительский машиностроительный импорт – в 13,4 раза.

В 2005 г. из машиностроительной продукции на потребительскую приходилось 39%, а в 1999 г. – 14%. А доля инвестиционной продукции в машиностроительном импорте, отмечает Шварева, упала с 70% до 49%. Импорт готовой машиностроительной продукции подменяет развитие собственных производств на импортном оборудовании, считает Шварева.

Другие экономисты возражают, что существенная часть роста потребительского импорта в последние годы – это обеление ввоза товаров, которые раньше шли в Россию мимо таможни. По расчетам гендиректора ЦМАКП Елены Абрамовой, доля инвестиционной продукции в импорте начала расти с 2004 г., а за шесть лет, включая 2005 г., ее объемы выросли в 3,6 раза (потребительской – в 2,8 раза). Игорь Беляков из Экономической экспертной группы тоже считает, что доля инвестиционной продукции в импорте стабильно растет.

Увеличение объема импорта потребительских товаров во многом объясняется улучшением таможенного администрирования, говорит Абрамова. Особенно это касается потребительской электроники и бытовой техники.

Если не учитывать процесс легализации, рост импорта покажется неправдоподобно быстрым, соглашается проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев. До 2000 г. многие товары ввозились по черным и серым схемам, говорит он. Еще в 2004 г. легально ввозили только 10% мобильных телефонов, а в 2006 г. – уже почти 100%, говорит PR-директор РАТЭК Антон Гуськов. Доля легального ввоза ЖК-телевизоров выросла за это время с 30% до 70%, а ноутбуков – с 24% до 48%.