• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иван Родионов: Я считаю, что Путин - молодец

OPEC.RU. 15 мая 2007

Иван Иванович, Президент Путин договорился с президентами Туркмении и Казахстана по поводу газо- и нефтепроводов. Реализована схема, в которой мы уступаем по нефти, нам уступают по газу, соответственно, нарушаются европейские планы диверсификации газовых потоков для Европы. Европа отстаивала идею трубопровода по дну моря, сейчас эти планы провалились, и все газеты пишут об этом, как о большом успехе Президента Путина.

Иван Иванович, Президент Путин договорился с президентами Туркмении и Казахстана по поводу газо- и нефтепроводов. Реализована схема, в которой мы уступаем по нефти, нам уступают по газу, соответственно, нарушаются европейские планы диверсификации газовых потоков для Европы. Европа отстаивала идею трубопровода по дну моря, сейчас эти планы провалились, и все газеты пишут об этом, как о большом успехе Президента Путина. Однако эта договоренность отражает и то, что у Газпрома серьезные проблемы с освоением новых газовых месторождений, то есть, мы ищем пути замещения газовой паузы. Какова Ваша оценка ситуации, насколько это все положительно в долгосрочной перспективе?

Я думаю, что в долгосрочном плане ситуация положительна, потому что даже если есть задержка с освоением новых месторождений произойдет сейчас, это значит, что больше останется на будущее. Все равно эти месторождения будут разработаны, и я думаю – на лучших условиях, чем это возможно сейчас, с точки зрения условий кредитования и применяемых технологий. Так что вовлечение в оборот сначала чужого, а затем своего газа - мне это кажется положительным. А то, что нет диверсификации для Европы – это тоже положительно, - сговорчивее будут. Опасаться каких-то ответных действий со стороны Европы не стоит, воевать они не готовы, т.к. мы все равно отобьемся.

Но уступки, которые мы делаем по нефти, весьма существенны, и потери у нас ощутимы.
Так все равно это уже свершившийся факт, тот же трубопровод Баку-Джейхан уже работает, никуда от него не деться. Делай – не делай, а он есть. Наш трубопровод и КТК, которые шли на Новороссийск, все равно не работают в полной мере, да и проблемы перегрузки и проливов танкерами никуда не денутся. Построй обходные трубопроводы – тогда начнется новый раунд договоренностей по нефти. А с газом сохранение сильных позиций более важно. Я считаю, что Путин молодец.

А может быть, имело бы смысл, имея большое количество средств в бюджете, в Стабфонде, в золотовалютных резервах, поднапрячься, и разрабатывать свои месторождения?
На самом деле, это скорее риторический вопрос, потому что не в деньгах тут дело. Да, есть два варианта. Первый – это опять взять западных денег, вновь сильно увеличить задолженность и заплатить западным компаниям за оборудование. Второй, если взять из Стабфонда, то опять же придется отдать на импорт зарубежного оборудования, потому что нашего в требуемых количествах и в нужном качестве - нет. А так, когда есть задержка, можно надеяться, что отечественная промышленность подтянется. Да и западный вариант никуда не денется, кроме того, что будет возможен на лучших условиях финансирования. А так - может быть пройдет более интересный для нас вариант – развития нашей промышленности.

А зачем западные заимствования, у нас денег много.

Здесь вопрос не в том, что это западные заимствования, денег, действительно, и так много. Просто если ты покупаешь западное оборудование, то покупать его просто за наличные как-то глупо, неразумно, раз уж деньги уходят туда, то умнее покупать на заемные средства, даже если деньги есть. Потому что продавец должен быть счастлив, что у него купили, и должен дать хорошие условия кредитования. Нерационально покупать за живые деньги, ведь это все равно западное оборудование.

А российского просто нет?

Да, в требуемых объемах - нет. Мы с этой проблемой столкнулись не только здесь, но и в нефтепереработке, и в энергомашиностроении, и в развитии атомной энергетики. Если 15 лет ничего серьезного в машиностроение не инвестировалось, то конечно, мощности изнашиваются и не восстанавливаются, и многое надо фактически заново создавать, причем не только в виде железа, но и в проектировании, в организации рационального и современного производственного процесса и т.п. А это процесс длительный, и за день его не решить. Организовывать сборочное производство как в случае с автомобилями – это чепуха, потому что с тяжелым оборудованием это просто невозможно, да и не рационально, а собственные мощности быстро не создаются, потому что там еще и люди нужны, и рабочие и инженеры (которых мы, в основном, уже потеряли).

И последний момент – вы сказали, что при реализации этой схемы есть надежда на то, что отечественная промышленность подтянется, и у нас все будет хорошо. А на чем основана надежда, какие предпосылки для этого созданы?
Предпосылки подтягивания промышленности – это спрос – т.е. платежеспособная потребность, и то, почему наше машиностроение зависло – это долголетнее отсутствие нормального спроса. Там, где спрос был, ситуация более-менее нормальная, например, в нефтедобывающем оборудовании. А где спроса не было, в том же атомном и энергомашиностроении, судостроении мощности не модернизировалась, и там многое утрачено. Особенно это важно в случае проектировщиков. Если их не занимать - они расходятся и начинают заниматься другими делами.

В данном случае спрос формируется крупными корпорациями.
Ну и что. Спрос должен быть, а уж от крупных или от мелких – не в этом дело. С другой стороны, понятно, что на крупный проект спрос от мелких компаний был бы странным, если бы на тот же Штокман какая-то мелкая фирмочка предъявила бы спрос, то это было бы возможно только за счет западных денег, а за счет западных денег, соответственно – только западные же поставки.

Просто когда крупная корпорация предъявляет спрос, она во многом рассчитывает на государство.
Что значит – рассчитывает на государство? Газпром ничего от государства не получает, он просто ему недодает, а это другой вопрос.

Но тем не менее, решая проблему приобретения оборудования, Газпром скажет, что нам оборудование нужно, но проще его взять за рубежом, а не вкладывать в развитие промышленности здесь?


Но мы видим политику Президента, она позволяет такое говорить. У вас был тезис – можно было бы напрячься и быстро сделать, я говорю – можно, но было бы это лучше? Не ясно. Так что – все, мне кажется, Президент сделал правильно.