• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новому президенту уже написали экономическую программу

Известия. 2007. № 84. 17 мая

Общественная палата и РСПП завтра представят проект новой промышленной политики России. Это будет не просто документ, а свод законов, который определит судьбу отраслей российской экономики на многие годы. Более того, по замыслу авторов, эта промышленная политика должна стать "программой президента всех россиян", который будет избран в следующем году. Да и сам Владимир Путин предлагал правительству сформулировать промышленную политику. О том, какой будет новая "программа президента", обозревателю "Известий" Андрею Реуту рассказал один из авторов документа — глава РСПП Александр Шохин. Он описывает детище Общественной палаты и РСПП поэтично: "это будет проекция, своего рода образ, который можно назвать "Россия, устремленная в будущее".

Общественная палата и РСПП завтра представят проект новой промышленной политики России. Это будет не просто документ, а свод законов, который определит судьбу отраслей российской экономики на многие годы. Более того, по замыслу авторов, эта промышленная политика должна стать "программой президента всех россиян", который будет избран в следующем году. Да и сам Владимир Путин предлагал правительству сформулировать промышленную политику. О том, какой будет новая "программа президента", обозревателю "Известий" Андрею Реуту рассказал один из авторов документа — глава РСПП Александр Шохин. Он описывает детище Общественной палаты и РСПП поэтично: "это будет проекция, своего рода образ, который можно назвать "Россия, устремленная в будущее".

"Это может стать программой президента всех россиян, а не программой конкретной партии"

вопрос: Что вы понимаете под промышленной политикой?

ответ: Это некий сценарий развития России, который Общественная палата выработает вместе с бизнесом и правительством. Многие уже пытались создать что-то подобное, сейчас вообще модно заниматься таким сценарным прогнозированием.

Скоро выборы, появятся предвыборные программы политических партий — это тоже сценарии. Но Общественная палата — это организация беспартийная. Нам важно не подтянуть политические силы, которые будут ставить вопросы в популистском жанре, а, наоборот, в прагматическом ключе поставить эти вопросы развития России. Это будет проекция, своего рода образ, который можно назвать "Россия, устремленная в будущее" или "Россия, способная достойно существовать в глобальной конкуренции".

в: Получается, это что-то вроде Генплана в большой толстой папке?

о: Единого документа под названием "Промышленная политика" быть не может.

Почему? Потому что цели промышленной политики достигаются абсолютно разными инструментами — денежно-кредитной политикой, макроэкономической политикой, амортизационной, налоговой, бюджетной, институтами развития и так далее. И бессмысленно все это пихать в один документ типа закона. В таком законе не будет ничего, кроме рамочных соображений о том, что лучше промышленную политику иметь, чем не иметь. Ничего там другого не запишешь.

в: А что же будет?

о: Промышленная политика — это сценарий развития страны, который должен воплотиться в серии конкретных отраслевых законов, вроде закона о поддержке сельского хозяйства, малого бизнеса, они будут обеспечивать поддержку конкретных производств. Очень важно создать механизмы, инструменты, институты, которые поддерживают инновационный вариант промышленного развития, которые стимулируют даже в сырьевых отраслях инновационный рост. Очень важно, чтобы была сформулирована в некоем смысле политическая воля идти этим путем, закрепленная в экономическом документе.

в: И получится новая большая экономическая программа?

о: В свое время Владимир Владимирович, идя на первый срок, имел некую программу, подготовленную Центром стратегических разработок. А сейчас можно было бы не вытаскивать из недр одного из мозговых трестов некий документ, а иметь его как результат публичного обсуждения основных партнеров — государства, гражданского общества и бизнеса. Это будет, условно говоря, некий контракт, поддержанный гражданским обществом, на реализацию этого сценария. Конечно, было бы неплохо, если бы человек, который будет избран президентом 2 марта следующего года, мог бы сказать, что это его программа действий. Это может стать программой президента всех россиян, как раньше говорилось, а не программой конкретной партии. Было бы хорошо, чтобы на этом сценарии и сошлись экономические платформы основных политических сил.

в: На какой срок рассчитана ваша промышленная политика?

о: Мы ставим вопрос не о том, чтобы решить текущие проблемы, а о том, чтобы Россия через 10, 20, 30 и 50 лет сохраняла свои конкурентные преимущества.

Для этого надо отходить от парадигмы патерналистского и догоняющего развития. Надо срезать углы и вырываться где-то вперед. Такое, конечно, было раньше возможно на основе концентрации ресурсов в отдельных областях — например, в оборонно-промышленном комплексе. Но, как показывает практика многих стран, инновационность обеспечивается, если угодно, креативным классом. А креативный класс — это достаточно свободные мозги. Креативность выше в тех странах, где больше творческих людей живет, а творческие люди больше стремятся туда, где больше разнообразие жизни, больше свобод, даже бытовых. Но невозможно быть креативным на основе повсеместного проникновения государства.

"Государство должно устранять барьеры, вместо того чтобы присутствовать в бизнесе"

в: Давайте вернемся от абстракции на землю — что конкретно будет в новом документе?

о: Какая промышленная политика нам нужна, каковы ее субъекты, каким будет распределение ответственности между бизнесом и государством, в том числе за инновации...

в: А разве рост государства в экономике не стал в последнее время безусловным приоритетом?

о: В последнее время государство берет на себя все больше ответственности за инновации и развитие потенциально конкурентоспособных отраслей экономики.

Очевидно, что это путь, который позволяет решить те или иные проблемы в стратегических отраслях. Но тем не менее он не может быть универсальным. Государство обязано создать благоприятный климат для того, чтобы частные компании выбрали инновационный путь развития. Поэтому один из ключевых вопросов, который нас волнует, это как раз роль государства и оптимизация присутствия государства в экономике. Государство должно создавать стимулы и преодолевать препятствия для инновационного развития — вокруг этого и хотелось бы построить разговор.

в: Можно конкретнее — какие стимулы и препятствия?

о: Стимулы — в том числе и налоговые.

А препятствия — прежде всего административные барьеры. Государство должно их устранять, вместо того чтобы непосредственно присутствовать в бизнесе и брать на себя ответственность. Конечно, в секторах типа авиастроения, судостроения, ОПК без государства не обойтись. Но мы считаем, что здесь очень важно не увлечься ролью государства в инновационном процессе через непосредственное участие в бизнесе, через создание государственных структур.

в: Вы говорите о том, что роль государства в экономике должна быть ограничена.

Но ведь созданы уже объединенные корпорации — авиационная, судостроительная...

о: Пока хватит!

в: А бороться с ними задача не ставится?

о: Бороться?! И когда они "в розницу" функционировали, и сейчас, "оптом", эффекта мало. Их собрали не для того, чтобы они вместе работали, а для того, чтобы дать реальную государственную поддержку.

Возьмем судостроение: кто будет траулеры заказывать в России? Как ни крути, можно вкачать деньги в поддержку судостроения, но если российские траулеры будут неконкурентными по сравнению с корейскими, то частный сектор не будет их покупать.

Можно поддержать, чтобы хотя бы спустить на воду то, что еще не заржавело, но тем не менее речь идет о создании конкурентоспособной отрасли гражданского судостроения. Как понудить частные компании покупать рыболовецкие траулеры?

Только ценой. Только качеством. Господдержка — это часть проблемы.

в: Но есть же, например, государственный Венчурный фонд — он поддерживает именно частные инновации.

о: Да, институты типа венчурного фонда как раз и занимаются софинансированием частной инициативы. Такого рода механизмы и нужно поощрять. То есть, с одной стороны, у нас есть институты инновационного и промышленного развития, которые действуют на рыночных основаниях, — Венчурный фонд, Российский банк развития и так далее, а с другой стороны, государство создает налоговую среду, инновационный климат. И вовсе не через свое присутствие во все расширяющемся количестве компаний, корпораций, отраслей и так далее.

"Налоговые каникулы и налоговые льготы"

в: Чем конкретно новая промышленная политика облегчит жизнь предприятиям?

о: Речь идет о таких схемах, как налоговые каникулы для вновь создаваемых обрабатывающих производств. Речь идет о приростной налоговой льготе для затрат на научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки. Это когда чем быстрее растут затраты компании на НИОКР, тем больше она может их списывать на себестоимость, т. е. экономить на налоге на прибыль.

Речь идет и о таких наших глобальных постановках, как администрирование НДС и реформа налога на добавленную стоимость. Сейчас у нас чем длиннее технологическая цепочка, чем выше глубина переработки, тем больше сложностей у бизнеса и с возмещением налога на добавленную стоимость. Получается, что просто невыгодно производить инновационную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости.

Нельзя не поставить вопрос и о кадровой политике, о том, чтобы готовить менеджеров, в том числе в области управления инновациями, управления науки и так далее.

в: А правительство услышит предложения Общественной палаты?

о: Фактически промышленная политика объединит все те предложения, которые делались раньше, в том числе и нами. Здесь очень важно, чтобы правительство не просто само определяло эти направления технологического развития, а делало это вместе с бизнесом, вместе с представителями реальной экономики, науки и так далее.