• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес и власть договариваются

OPEC.RU. 14 июня 2007

Единственное, что удалось услышать журналистам на самом заседании – это объяснение главы РСПП Александра Шохина, почему выездное заседание проводится в Вышке. «Во-первых, в здании Союза сейчас ремонт, во-вторых, площадка в ГУ-ВШЭ нам в каком-то смысле родственная, так как я президент Высшей школы экономики, да и Антон Александрович Иванов (председатель Высшего арбитражного суда РФ принимал участие в заседании Бюро правления РСПП и выступил с докладом по вопросу арбитражной политики) будет преподавать в ГУ-ВШЭ на кафедре гражданского права», - сказал Шохин.

13 июня в Государственном университете - Высшей школе экономики на Мясницкой состоялось выездное заседание Бюро правления РСПП. В повестке дня значились актуальные для развития отечественного бизнеса и экономики в целом вопросы: проблемы арбитражной политики, внесение изменений в закон «О техническом регулировании», соглашение о сотрудничестве между РСПП и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, социальная хартия российского бизнеса. Представители власти, эксперты, бизнесмены уже устали говорить о том, что стране необходима прозрачная и эффективная судебная система, в том числе и для разрешения корпоративных споров. Необходимо и повышение уровня контроля качества производимой на российских предприятиях продукции, а это возможно только при условии наличия жестких норм, определяющих минимальные требования к качеству продукта (систему советских ГОСТов эксперты забраковали). Российские предприятия работают в условиях открытых рынков, жестко конкурируют с импортом, для них решение вышеперечисленных проблем означает не просто шаг вперед в диалоге с властью, а выживание на рынке. К тому же никто не снимает с наших ведущих бизнесменов бремени по исполнению социальных обязанностей.

А. Иванов и А. Шохин

Решение этих вопросов уже начало осознаваться политическими лидерами как одна из первостепенных задач государственной политики. Тем интереснее было узнать, каково на этот счет мнение бизнеса, какие точки зрения высказывают по этому поводу «олигархи», «середняки» и «малыши», последить за дискуссией. Но, к сожалению, заседание проводилось за закрытыми дверями, видимо, из-за деликатности обсуждавшихся вопросов. Представителей прессы пустили в зал заседания только на несколько минут, на протокольную часть мероприятия, после чего попросили подождать итогов.

А. ШохинЕдинственное, что удалось услышать журналистам на самом заседании – это объяснение главы РСПП Александра Шохина, почему выездное заседание проводится в Вышке. «Во-первых, в здании Союза сейчас ремонт, во-вторых, площадка в ГУ-ВШЭ нам в каком-то смысле родственная, так как я президент Высшей школы экономики, да и Антон Александрович Иванов (председатель Высшего арбитражного суда РФ принимал участие в заседании Бюро правления РСПП и выступил с докладом по вопросу арбитражной политики) будет преподавать в ГУ-ВШЭ на кафедре гражданского права», - сказал Шохин. Он также отметил, что оценка правоприменительной практики в вопросах, которые бизнес-сообщество не могут не волновать, должна быть постоянной темой для обсуждения на заседаниях РСПП раз в год или раз в два года. Затем Александр Шохин предоставил слово Антону Иванову: «Антон Александрович сформулирует в своем выступлении несколько тем, после чего мы проведем дискуссию, поскольку у многих из нас есть к нему вопросы». Но, к сожалению, журналистов в этот момент попросили покинуть зал, для них началось ожидание выхода к прессе ключевых фигур проходящего мероприятия.

Первым, как и было обещано пресс-службой РСПП, вышел Антон Иванов, правда не через двадцать минут, как предполагалось, а через час, видимо, дискуссия была бурной и коротким выступлением дело не ограничилось. Ему тут же был задан вопрос: «Обсуждалась ли на заседании проблема рейдерства?»

А. Иванов«Да, проблема рейдерства обсуждалась, - ответил Иванов. - Говорилось о трех основных проблемах: единстве судебной практики в защите прав собственности, налоговом администрировании и обеспечении единства судебной практики в делах, рассматриваемых третейскими судами. Вопрос о корпоративных захватах обсуждался в рамках темы защиты права собственности. Речь шла о новых подходах к оценке возможности истребования ценных бумаг из чужого незаконного владения. Мы обменялись мнениями по данному вопросу, я высказался по тем мероприятиям, которые мы проведем в ближайшее время. Например, планируется обсудить и принять постановление Пленума Высшего арбитражного суда о добросовестном приобретателе».

Но прессу, естественно, прежде всего, интересовало, как бизнес видит совершенствование судебной системы в части урегулирования корпоративных споров, и что предприниматели готовы для этого делать. «Поверьте, речь о совсем конкретных делах не шла. Мы обсуждали проблемы, которые волнуют бизнес-сообщество в целом. Законодательство о залоге, например. Говорилось, что нужно более внимательно посмотреть на складывающуюся судебную практику в части соотношения требований залогодержателя и налогового органа вне рамок банкротства. Второй вопрос, который обсуждался, - о надлежащих корпоративных процедурах и их влиянии на сделки компаний. В частности, идея создания специального понятия: «публичная компания», то есть компания, акции которой котируются на бирже. Предлагалось создать для таких компаний специальный правовой режим. Третий вопрос касался законодательства об уступке права требования. Предпринимателей интересовал вопрос, можно ли собирать долги и на каких условиях в рамках специализированных компаний, чтобы долги потом централизованно предъявлялись и по ним получались соответствующие суммы. То есть речь шла о коллекторской деятельности».

Наиболее острым вопросом, заданным Иванову, стал, пожалуй, вопрос о том, как быть со «странными» решениями судов различных инстанций. Такое обтекаемое определение было использовано самим Ивановым в начале заседания Бюро правления РСПП, и выходящие из зала журналисты это слышали. «Странные решения в судебной деятельности у нас случаются, - вынужден был констатировать председатель Высшего арбитражного суда. - Странными я называю решения, которые противоречат существующей судебной практике и, прежде всего, уже существующим решениям судов высшей инстанции. Причины таких решений, конечно, разные. Бывают ошибки, бывает и стороннее влияние и т.д. Есть суды, в которых больше таких решений, есть те, в которых меньше. Ну, случается… Они, конечно, потом отменяются. Но я бы не сказал, что это болезнь, что это фатально, просто надо по возможности с такими решениями бороться и их избегать». В своей речи Антон Иванов старательно избегал слова «коррупция».

Еще Иванов рассказал, что Российский союз промышленников и предпринимателей предложил расширить сферу применения третейских судов при рассмотрении различных категорий дел. «Моя позиция, она же и позиция Президиума Высшего арбитражного суда, что надо сначала окончательно определиться с порядком создания третейских судов, сделать их подлинно независимыми, не подверженным ни ведомственным, ни местным влияниям, а потом уже думать, какие полномочия им придать, что можно добавить и т.д. Правильно было бы создать единое бизнес-сообщество, и в рамках его структур третейские суды могли бы занять важное место. В этом случае эти суды являлись бы действительно независимыми», - сказал главный арбитражный судья России.



Пообщавшись с прессой примерно десять минут, Антон Иванов откланялся. Еще около часа ожидания, и заседание Бюро правления РСПП завершилось. Из зала начали выходить «олигархи». Но надеждам журналистов на получение комментариев от максимально большего количества ключевых фигур не суждено было оправдаться. Гиганты отечественного бизнеса просачивались сквозь плотный строй прессы и растворялись в длинных коридорах ГУ-ВШЭ. В результате «отдуваться» за всех пришлось Александру Шохину. Ожидалось, что о дискуссии вокруг проблемы технического регулирования расскажет руководитель комитета РСПП по техническому регулированию стандартизации и оценке соответствия Дмитрий Пумпянский, но он скромно встал в сторонке, а вместе с Александром Шохиным к журналистам вышел заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев.



А. Шохин«По вопросу о техническом регулировании мы не предлагаем никаких поправок в закон. Речь на заседании шла об имплементации подписанного в мае закона №65-ФЗ. Мы говорили, во-первых, о том, как организовать взаимодействие бизнес-сообщества и органов федеральной исполнительной власти по имплементации этого закона, имея в виду, что нас интересует публичность и прозрачность принятия технических регламентов, стандартов, всех технологий сертификации, подтверждения соответствия и т.д. Во-вторых, мы понимаем, что может возникнуть очень много технических барьеров в торговле, в инвестициях. Чтобы не допустить, к примеру, приостановки российского экспорта многих видов продукции, нам надо гармонизировать все наши механизмы, стандарты, нормы и регламенты с теми нормативными актами, которые в последнее время принимаются Евросоюзом и другими государствами», - сообщил президент РСПП журналистам.

Также Шохин сказал о подписании соглашения между РСПП и Ростехрегулированием. По его словам, это лишь одно из многих соглашений, в которых определяются рамки взаимоотношений РСПП с федеральными органами исполнительной власти. Например, на последнем заседании Правления РСПП было подписано соглашение с Минсоцздравразвития. «До этого мы подписали соглашения с Минсельхозом и Минпромэнерго. Что касается Ростехрегулирования, то мы хотели бы по приоритетным направлениям, где есть взаимодействие исполнительной власти и Ростехрегулирования с бизнес-сообществом, продвигаться, не теряя времени, энергичными шагами», - отметил Александр Шохин.

С. ПугачевТут не смог промолчать Сергей Пугачев: «Соглашение с РСПП - логичное продолжение той большой совместной работы, которую мы вели в последние годы. Был создан профильный комитет по техническому регулированию, который возглавил Дмитрий Александрович Пумпянский. И внесенные в закон изменения во многом отражают позицию и промышленности, и бизнеса, и федеральных органов власти, которые здесь выступали консолидированно. Соглашение позволит далее развить эти отношения, именно на том важнейшем этапе, когда обозначены самые чувствительные моменты по реализации изменений в закон, чувствительные для бизнеса, для промышленности. Это соглашение позволит, наконец, сделать так, что закон о техническом регулировании реально заработает в ближайшее время».

Естественно, журналистов волновал вопрос, что это за чувствительные моменты в законе, о которых говорили Шохин и Пугачев за закрытыми дверями. Заместитель руководителя Ростехрегулирования пояснил: «Это вопросы подтверждения соответствия, обязательная сертификация, декларирование соответствия, вопросы экспортной поддержки предприятий, а именно знание тех директив и регламентов, которые действуют в Евросоюзе и в других странах».

«В самом законе о техрегулировании прописаны приоритетные технические регламенты, и наша задача их быстро принять, но так, чтобы участие сообщества было эффективным, а процедуры были прозрачны. Это обязательное требование, от которого мы, расширяя полномочия исполнительной власти, в новом законе не отказались, оно является безусловным. Правительство и соответствующие исполнительные органы поддерживают эту публичность и прозрачность. И сейчас по всем этим приоритетным техническим регламентам необходимо сформировать механизмы участия бизнеса. Более того, мы готовы не только участвовать, но и нести ответственность за эти документы и нормативы», - сказал Александр Шохин.

Последний вопрос повестки дня заседания Бюро правления РСПП также не мог остаться без внимания. Александру Шохину пришлось сказать несколько слов о социальной ответственности бизнеса: «Социальная хартия бизнеса - это не новый документ, а лишь обновленный. На XIII съезде РСПП в 2004 году была принята социальная хартия российского бизнеса. И у нас ведется работа по постоянному присоединению к хартии новых участников. Сотни предприятий, компаний, членов РСПП уже присоединились. Но время идет, появляются новые задачи и новое понимание того, что такое социальная ответственность бизнеса. Поэтому мы сейчас начинаем работу по тестированию индикаторов, которые позволят более четко определять социальную ответственность российских корпораций. По итогам этого тестирования мы предложим обновленную социальную хартию. Думаю, до конца года мы ее примем. Нам важно в этом вопросе не отставать от времени. Документ уже есть, но мы его будем обкатывать».

А. ШохинПредставил Александр Шохин журналистам и свой взгляд на проблему, о которой говорил Антон Иванов: «Для нас очень важно регулярно общаться с руководством судейского сообщества и, в частности, с председателем Высшего арбитражного суда, и это уже вторая наша встреча за последние полтора года. Надеемся, что и впредь будем общаться хотя бы раз в год. Что важно сегодня? Во-первых, мы договорились о рабочих механизмах взаимодействия, включая присутствие представителей РСПП во всех консультативных, экспертных рабочих органах, которые готовят и поправки к законодательству, и решения Пленума Верховного арбитражного суда. Во-вторых, у нас есть общая задача – добиться предсказуемости решений судов, их однозначности. И судебная власть, и бизнес-сообщество заинтересованы в том, чтобы не было «странных» решений. Сегодня мы обсудили целый ряд тем. Я думаю, сегодняшнее обсуждение было знаковым, поскольку оно позволило на год вперед определить приоритеты в сотрудничестве и цель этого сотрудничества».

Говоря о вопросах, обсуждавшихся на заседании, Шохин рассказал о том, о чем Иванов предпочел умолчать: «Затрагивались вопросы, которые касаются организации арбитражного судопроизводства, в частности, возможность сокращения инстанций, возможность превращения Высшего арбитражного суда в кассационную инстанцию (помимо его надзорных функций). Тем, которые интересуют бизнес, много. Но можно констатировать, что, по сравнению с прошлым годом, их стало намного меньше», - резюмировал Александр Шохин.



Конечно, обсуждением вопросов, рассматривавшихся на заседании, дело не ограничилось. От такого политического тяжеловеса, как Шохин, всегда ждут высказываний по весьма широкому кругу актуальных экономических и политических проблем. «Каковы шансы подписать в этом году новое соглашение с Евросоюзом?», - задали вопрос Александру Николаевичу. «Шансов нет. Максимум, на что можно рассчитывать, это получение мандата, то есть на то, что такие страны, как Польша, например, снимут свои требования, ограничивающие наше дальнейшее продвижение на пути к соглашению с ЕС. Важно, чтобы не появились новые страны, которые пожелают выдвинуть аналогичные требования. А не сделать ли упор на присоединение России к ВТО? Нынешнее соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом на 90% заменяет нам ВТО. А если будет действовать еще и соглашение по ВТО, то недостающие 10% будут восполнены. Это будут более продвинутые отношения, чем с США или еще с кем бы то ни было. Лично я считаю, что Евросоюз должен ответить на вопрос, нужно ли ему дополнительное соглашение с Россией, нужны ли ему настолько продвинутые отношения. Ведь, как правило, такие соглашения заключаются тогда, когда есть движение к зоне свободной торговли или к полноправному членству. Очевидно, что Россия не стремится в Евросоюз, хотя бы потому, что понимает: ЕС не переварит Россию. Ему, дай Бог, переварить нынешних новых членов. И если через 5-10 лет Евросоюз будет эффективной организацией с 27 членами, то и хорошо, мы будем только рады. В очереди давно стоит Турция, Украина рвется в ЕС. Так что нам стремиться туда сейчас смысла нет. Вот лет через 50 - может быть. Такой спокойный, взвешенный подход, возможно, несколько остудил бы пыл новых членов ЕС, которым, видимо, очень хочется играть как можно большую роль в Евросоюзе».