• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создание в Северо-Западном регионе "русского Детройта" и развитие автомобильного сектора привело к постепенному дефициту кадров для вновь строящихся предприятий

CitySpb.ru. 22 июня 2007

Директор Санкт-Петербургского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики Александр Ходачек:
- Уже сегодня город испытывает нехватку кадров для промышленности. И в перспективе этот дефицит будет только расти и увеличиваться. По нашим данным, сегодня в городе около 2,3 млн трудоспособного населения и около 350-400 тыс. из них работает в промышленности. В свою очередь, только строящиеся концерны в совокупности будут требовать около 4-5 тыс. квалифицированных кадров. Получится, что все наши подготовленные специалисты из различных областей перейдут на автозаводы, а в пищевом или судостроительном кластере работать будет некому?

Создание в Северо-Западном регионе "русского Детройта" и развитие автомобильного сектора привело к постепенному дефициту кадров для вновь строящихся предприятий. Уже сегодня аналитики говорят о ежегодной потребности в 200 тыс. новых квалифицированных кадров, в то время как в городе не более 35-50 тыс. специалистов. В результате, когда все создаваемые предприятия выйдут в 2008-2009 годах на проектную мощность, профессия автомобильного сварщика или слесаря станет одной из наиболее востребованных в регионе. В самих автоконцернах очень рассчитывают на Смольный, который должен озаботиться подготовкой и воспитанием новых рабочих.
По данным министерства экономики РФ, автомобильный сектор в стране растет быстрее, чем средний уровень промышленности. За четыре месяца 2007 года было продано 400 тыс. машин, из них 135 тыс. выпущены в режиме промсборки. И эти цифры еще далеко не предел. Напомним, что сегодня во Всеволожске уже работает завод, принадлежащий Ford Motors Company, который выпускает около 72 тыс. машин. "Сегодня у нас работает больше 2 тыс. сотрудников, из них 1930 - производственный персонал, остальные - работники офиса", - рассказывает Екатерина Кулиненко, менеджер по связям с общественностью ЗАО "Форд Мотор Компани". При этом предприятие рассматривает возможность удвоить свои производственные мощности до 150 тыс. автомобилей в год. Поэтому компания уже озаботилась поиском новых сотрудников и наладила систему повышения квалификации специалистов. "Помимо этого компания проводит летние стажировки для учащихся вузов 3-4-х курсов, хорошо владеющих ПК. По их результатам предлагается возможное трудоустройство на постоянную работу", - говорит Егор Алексеев, менеджер по маркетингу и PR HEADHUNTER-SPb. Кроме того, в этом году компания готовится открыть новый Центр обучения в Москве. "Он необходим нам для подготовки специалистов, которые сегодня работают на сервис - станциях наших дилеров", - говорит госпожа Кулиненко. По ее словам, мощности центра позволят одновременно обучать до 225 человек в день.

Полный текст статьи опубликован в свежем номере газеты "Коммерсантъ"

Виктория Шахова
"Нехватка кадров приведет к повышению стоимости продукции автозаводов"
Директор Санкт-Петербургского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики Александр Ходачек:
- Уже сегодня город испытывает нехватку кадров для промышленности. И в перспективе этот дефицит будет только расти и увеличиваться. По нашим данным, сегодня в городе около 2,3 млн трудоспособного населения и около 350-400 тыс. из них работает в промышленности. В свою очередь, только строящиеся концерны в совокупности будут требовать около 4-5 тыс. квалифицированных кадров. Получится, что все наши подготовленные специалисты из различных областей перейдут на автозаводы, а в пищевом или судостроительном кластере работать будет некому? В перспективе нехватка кадров для предприятий автомобильного сектора составит более 50 процентов от требуемого персонала. Это не только рабочие предприятий, но и логисты, грузчики, ремонтники, сотрудники дилерских автосалонов и другой персонал.
Отметим, что ежегодно во все отрасли промышленности необходимо около 150-200 тыс. новых готовых сотрудников. В то время как реальный прирост ежегодно составляет около 35-50 тыс. человек. При этом стоит учитывать, что привлекать из соседних городов, в сущности, уже некого. Ленобласть отдала городу и областным компаниям все свои молодые кадры, и теперь новых рабочих в лучшем случае можно найти лишь в таких центрах, как Новгород или Псков. Однако и там есть ряд крупных промышленных предприятий, которым также требуются сотрудники.
Кроме того, перед новыми заводами существует и другая проблема: найденных рабочих необходимо где-то обучать. Дело в том, что в Петербурге практически нет соответствующих учебных заведений, которые могли бы готовить специалистов. А базовые производственно-технические учебные заведения, которые могли бы решить эту проблему, по уровню технического оснащения находятся на уровне середины прошлого века. Попросту говоря, в них нет современных учебных пособий и преподавателей, разбирающихся в новых технологиях производства автомобилей. В итоге каждый из заводов вынужден будет создавать в Петербурге собственный учебный центр. Вряд ли компании будут объединять свои усилия и создавать единое учебное заведение или даже объединяться с каким-либо из городских училищ, чтобы на их базе создавать свои учебные классы. Главная проблема здесь в том, что у предприятий не будет гарантии, что ученик из профкласса уйдет работать именно на Nissan, который спонсировал его обучение и подготовку, а не на соседнюю Toyota, где ему предложат более хорошие условия. На мой взгляд, все эти затраты на поиск, рыночную зарплату, достойные условия труда и многое другое приведут к повышению стоимости конечной продукции в течение трех-пяти лет с момента запуска предприятий в регионе.
"Автоконцерны по максимуму ''вычерпывают'' готовых специалистов из других отраслевых предприятий"
Консультант компании AVANTA Personnel Марина Козырева:
- В связи с выходом на рынок крупных автомобильных компаний увеличился ажиотаж вокруг специалистов в автомобильной промышленности. Касается это всех областей производства - качества, логистики, руководства производством, инжиниринга. Из наиболее "дефицитных" профессий в первую очередь можно выделить узкопрофильных специалистов - технологов по окраске, специалистов по организации складского производственного пространства, специалистов по технике безопасности с опытом работы в сварочном и окрасочном производстве и т. п. Если речь идет о менеджерских позициях, то здесь скорее в дефиците "личности", сильные менеджеры западного стиля управления, которые могут поставить процесс с "нуля". По сути, в дефиците сейчас специалисты и менеджеры всех уровней и всех направлений с опытом работы именно в автомобильной промышленности.
По нашему опыту работы над проектами для автомобильных производств, уже сейчас по максимуму "вычерпываются" готовые специалисты из других западных автомобильных предприятий, работающих в России. Пока рынок позволяет это, но ресурс близок к истощению. Следующим шагом может стать только смягчение требований к кандидатам - сперва будут рассматриваться специалисты из производственных западных компаний, а затем из российских производственных. При этом по-прежнему существует большой качественных разрыв между кандидатами из западных и постсоветских предприятий. Помимо недостатка знаний новых технологий кандидатов из российских компаний подводят слабые презентационные навыки.
Одной из основных проблем является нехватка синих воротничков. До сих пор молодежь не шла учиться рабочим специальностям, рассматривая их как малопрестижные и не понимая, что современный рабочий может зарабатывать $1000 и более. Кроме того, разрушена система среднего технического образования. В результате у автоконцернов есть два пути решения кадровой проблемы - либо сотрудничество работодателей и учебных заведений, либо привоз рабочих из других регионов.