• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Договор дороже денег Равноприближенные олигархи получают бизнес в доверительное управление

Итоги. 6 августа 2007

"Сейчас административная вертикаль перераспределяет активы в пользу более надежных бизнесменов, — говорит главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, — аналогичная вертикаль распределяла активы и в середине 90-х годов. Поэтому происходящее сегодня можно рассматривать как игру по уже сложившимся в прошлом десятилетии правилам".

ВСЕ КРУПНЫЕ АКТИВЫ— ГОСУДАРСТВУ или лояльным бизнесменам. Таков, судя по всему, главный лозунг текущего момента. На прошлой неделе была поставлена точка в истории с последней не подконтрольной государству крупной нефтяной компанией: "Русснефть" Михаила Гуцериева переходит под крыло владельца "Базового элемента" Олега Дерипаски. По мнению аналитиков, "Русснефть" не надолго задержится у алюминиевого магната — конечным покупателем выступит некая нефтегазовая компания. Кроме того, ходят слухи, что спорный пакет "Мега-Фона" получит близкий к госструктурам предприниматель Алишер Усманов.

"Русснефть" входит в первую десятку российских нефтяных компаний, добывая ежегодно до пяти процентов всей российской нефти. Ее основатель— бывший топ-менеджер "Славнефти", учредитель БИНБАНКа Михаил Гуцериев собирал по частям добывающие предприятия. Однако осенью прошлого года Генпрокуратура возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства "дочек" "Русснефти", а затем Следственный комитет МВД — дело по факту неуплаты "Русснефтью" налогов в особо крупном размере. Гуцериеву и ряду топ-менеджеров "Русснефти" были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов и незаконном предпринимательстве. Сам Гуцериев поначалу объяснил продажу бизнеса "беспрецедентным давлением" со стороны силовиков, затем, впрочем, призвал не усматривать в произошедшем политических мотивов.

Как бы то ни было, "Базовый элемент" в качестве покупателя выбран не случайно. Во-первых, теперь уже бывший владелец "Русснефти" сотрудничал сОлегом Дерипаской в ряде совместных проектов. Во-вторых, владелец "Базэла" на хорошем счету у Кремля. Именно под его присмотром завершается консолидация российской алюминиевой отрасли, а объединенная компания "Российский алюминий" становится одним из крупнейших игроков на международном рынке. Кроме того, на Дерипаску возложена подготовка "равнинной" инфраструктуры Сочи кОлимпиаде-2014. "Лояльность позволяет бизнесменам спокойно работать, — говорит начальник аналитического управления ИК "Велес Капитал" Михаил Зак. — Понятно, что никому не отдадут контроль над "Газпромом" или "Роснефтью", но позволят приобретать среднего размера активы".

Впрочем, "управляющим" может стать далеко не каждый лояльный предприниматель. Главный критерий — "выдающийся вклад" в строительство эко-номической вертикали власти. Больше всех привилегий заслужил Роман Абрамович: Кремль закрывает глаза на эксцентричный образ жизни чукотского губернатора, памятуя его труды по объединению национальной нефтяной отрасли. Тем более что сейчас Абрамовичу поручено собирать разрозненные металлургические активы. Он уже выкупил у совладельцев "Евраз Груп" блок-пакет акций компании. Поговаривают, что следующими в очереди могут оказаться НЛМК Владимира Лисина и "Северсталь" Алексея Мордашова. Впрочем, последний также зарекомендовал себя как вполне лояльный бизнесмен, и одобрение Кремля на сделку с Arcelor (пусть и сорвавшуюся) — зримое тому подтверждение.

В списке дружественных власти предпринимателей числятся совладелец "Альфа-Банка" и ТНК-ВР Михаил Фридман, а также один из акционеров "Российского алюминия" Виктор Вексельберг, хотя последнему пришлось пойти на сделку по слиянию с "Русалом" не без давления Кремля. Алишер Усманов, заслуживший благодарность власти за возврат утерянных активов "Газпрома", сейчас занимается консолидацией медийных и горнорудных компаний. А на прошлой неделе стало известно о его участии в урегулировании многолетнего спора в телекоммуникационной отрасли.

В августе 2003 года "Альфа-Групп" выкупила у структур Леонида Рожецкина 25,1 процента акций "Мега-Фона". Эту сделку в течение трех с лишним лет пытался оспорить владелец 8 процентов акций сотового оператора бермудский фонд IPOC, принадлежащий бизнесмену Джеффри Гальмонду. И вот на прошлой неделе стало известно, что Усманов ведет с Гальмондом переговоры о покупке 58,9 процента акций "Телекоминвеста" и IPOC.

"Сейчас административная вертикаль перераспределяет активы в пользу более надежных бизнесменов, — говорит главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, — аналогичная вертикаль распределяла активы и в середине 90-х годов. Поэтому происходящее сегодня можно рассматривать как игру по уже сложившимся в прошлом десятилетии правилам".

Что дает экономике подобная консолидация ресурсов в государственных и лояльных государству бизнес-структурах? "В долгосрочном плане в частой смене собственников ничего хорошего, конечно, нет, — считает Гавриленков,— но, судя по очереди инвестиционных банков, готовых кредитовать российские госкомпании на любых условиях, можно говорить о росте иностранных инвестиций в Россию. Бизнес циничен, и его интересует только прибыль". Россия уже не раз проходила периоды перераспределения собственности, и до сих пор это не вредило экономике. С другой стороны, если говорить о бизнесе конкретной компании, то ее эффективность под госуправлением снижается. Это влияет как на доходы самого предприятия, так и на доходы государства. "Еще один негативный момент — отсутствие конкуренции, — говорит Михаил Зак. — Как можно создать свободный рынок нефтепродуктов, если основные нефтеперерабатывающие и добывающие предприятия принадлежат государству?" В 2004 году Всемирный банк задался целью определить роль и место олигархов в экономике России. Результаты исследования были неутешительными для противников монополизированной модели экономики: 23 бизнес-группы контролировали на тот момент более трети промышленности и 17 процентов банковских активов. ВБ призвал правительство снизить влияние крупных финансовых групп, поскольку они ограничивают возможности экономического роста.

Прислушался ли к этим выводам Кремль? Безусловно. Но по-своему. Государство начало переводить стратегические активы под свой контроль. К середине 2007 года практически все громкие акционерные конфликты были завершены. Активы опального "ЮКОСа" поделены между "Роснефтью" и "Газпромом". Активы РАО "ЕЭС", реформа которого должна вот-вот завершиться, также перейдут в благонадежные руки. Если говорить о банковском секторе, то основными игроками здесь являются подконтрольные государству Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк. "Рособоронэкспорт" взял управление над "АВТОВАЗом и получает контроль над крупнейшим в мире производителем титана — ВСМПО-АВИСМА.

Завершается процесс создания госхолдингов — Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации.

Стоит ли ждать новых объединений?

Безусловно. Уже прорабатывается вопрос о создании химических и станкостроительных холдингов. Не так давно шла речь о возможном объединении "АВТОВАЗа", "КАМАЗа" и "ГАЗа"; "Алросы" и "Норильского никеля". "Металлоинвест" Алишера Усманова продолжит поглощение горнорудных компаний. Более того, ходят слухи, что ему же отойдет и Магнитогорский меткомбинат Виктора Рашникова. Так что в ближайший год активы облеченных доверием власти бизнесменов продолжат расти. Долго ли это продлится? Вероятно, до тех пор, пока они будут удобны и угодны. Ведь однажды отдав, в любой момент можно потребовать все обратно. В этом и заключается принцип доверительного управления собственностью.