• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четвертый Рим

Ведомости. 2007. № 151. 15 августа

Администрации Клинтона удалось достигнуть профицита бюджета в 2000 г., напоминает Евгений Гавриленков из "Тройки Диалог", сокращение американских госрасходов неизбежно, а выступления Уокера следует воспринимать скорее как предостережение.

Есть потрясающее сходство между США и великой державой прошлого – Римом, заявил главный американский контролер Дэвид Уокер и сделал неутешительный прогноз

Главный ревизор выступил с пренеприятнейшим известием

США становятся все больше похожи на Рим эпохи упадка, считает главный финансовый контролер США Дэвид Уокер: государство и его граждане живут не по средствам, армия ведет дорогостоящие войны за тридевять земель, а госаппарат теряет эффективность. Прогнозы Уокера чересчур пессимистические, считают экономисты, но урезание американских госрасходов неизбежно.
--------------------------------------------------------------------------------
Главное контрольно-финансовое управление США (Government Accountability Office, GAO) – американский аналог Счетной палаты, контролирует эффективность расходования бюджетных средств, проводит расследования по заданию конгресса США. GAO возглавляет генеральный ревизор США, назначаемый на 15 лет. Дэвид Уокер был назначен на свой пост в 1998 г. при Билле Клинтоне, до этого работал в Arthur Andersen.
--------------------------------------------------------------------------------
"Есть потрясающее сходство между США и великой державой прошлого – Римом, – заявил Уокер в Чикаго, выступая перед бизнесменами.

– Римская республика пала по многим причинам, но нам надо запомнить три: падение морали и политической культуры дома, самоуверенное и чрезмерное военное присутствие за рубежом и финансовая безответственность центрального правительства. Звучит знакомо, не так ли?" Уже несколько месяцев Уокер путешествует по США с лекциями об угрозах, которые несет нынешняя бюджетная политика будущему страны.

А в интервью FT он заявил, что хотел бы расширить рамки кампании: "Я хотел бы подать сигнал тревоги. Как генеральный ревизор, я могу смотреть дальше и браться за проблемы, которыми другие не хотели бы или не могли бы заниматься". Наибольшую обеспокоенность Уокера вызывают проблемы финансовой устойчивости США, которым уделяется недостаточное внимание. В частности, США находятся на пути к взрывному росту долга – он связан с надвигающимся выходом на пенсию беби-бумеров (поколение американцев, родившихся в 1946–1964 гг.), растущими расходами на здравоохранение и зависимостью от иностранных кредиторов, это беспрецедентные финансовые риски, пугает он.

Уокер приводит данные математического моделирования, проведенного GAO: если не принять срочных мер, к 2040 г. для сведения федерального бюджета может потребоваться сокращение госрасходов на 60% или удвоение налогов. У США нет надежды справиться со всем этим только за счет быстрого экономического роста, считает Уокер: чтобы решить проблему бюджетного дефицита, средний реальный рост ВВП в ближайшие 75 лет должен составлять немыслимые 10%.

Корень нынешних американских проблем – "четыре дефицита", считает Уокер: бюджетный дефицит, составивший в 2006 г. $450 млрд, дефицит накоплений (личные накопления американцев начали падать в 2005 г. впервые с 1933 г., этот процесс продолжается до сих пор), торговый дефицит ($763 млрд в 2006 г.), а также дефицит политического лидерства – нежелание политиков из обеих партий признавать остроту накопившихся проблем.

Уокер предлагает принять комплекс мер по укреплению бюджетной дисциплины – например, потребовать от президента при утверждении бюджета устанавливать и объяснять конгрессу цели бюджетной политики на ближайшие 10 лет; расширить возможности конгресса по контролю над госфинансами; рассмотреть вопрос о принятии двухлетних бюджетов.

Уокер также настаивает на инвентаризации и пересмотре всех существующих статей госрасходов, усложнении и усовершенствовании процедуры рассмотрения новых программ. Он предлагает формировать политику на основе специально разработанного портфеля экономических, социальных и экологических индикаторов, которые позволили бы более объективно оценивать положение страны в мире и ее возможности.

Проблемы, названные Уокером, общепризнаны, говорит экономист ING Джеймс Найтли. Но Уокер сгущает краски, он экстраполирует нынешнюю ситуацию на будущее, а между тем уже через несколько лет могут кардинально измениться и экономическая политика США, и ее приоритеты.

Пока что правительство США не предприняло никаких усилий для решения названных Уокером проблем, но в ближайшие годы корректировка политики неизбежна, считает экономист J.P. Morgan Роберт Меллман.

Администрации Клинтона удалось достигнуть профицита бюджета в 2000 г., напоминает Евгений Гавриленков из "Тройки Диалог", сокращение американских госрасходов неизбежно, а выступления Уокера следует воспринимать скорее как предостережение.
--------------------------------------------------------------------------------
БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ ВОЕННЫЕ
-----------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
Уокер выделяет Пентагон, где превышение утвержденной стоимости военно-технических программ – давняя традиция. Контролем за закупками оружия сейчас занимается на 40% меньше персонала, чем в 1989 г., планирование и закупки оружия разными видами вооруженных сил плохо скоординированы. Военные заказывают дорогостоящие системы, в которых нет острой необходимости, в погоне за "новейшей и лучшей технологией". Бюджет Пентагона на 2008 г. ($459,6 млрд) больше любого годового бюджета времен холодной войны.