• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«АвтоВАЗ» мог бы выпускать машины на 55 000 руб. дешевле»

Slon.ru. 12 октября 2009

Эксперт ГУ-ВШЭ Генрих Пеникас о неэффективности производства на «АвтоВАЗе»

Проблема «АвтоВАЗа» – в том, что основную часть стоимости «жигулей» составляют издержки от производства. Выпуск этих машин организован крайне неэффективно. Для сравнения, в Германии на заводе Mercedes на одном конвейере выпускается сразу восемь моделей. В каждый кузов вживлен микрочип, который позволяет компьютеру идентифицировать, какая именно модель должна быть сделана на выходе. А у нас для каждой модели – свой конвейер. Неэффективно используется и техника, и гигантская территория.

Существует определенная формула расчета стоимости автомобиля, с ее помощью можно высчитать, сколько стоил один автомобиль производителю. Возьмем данные по МСФО за 2008 г., сложим несколько основных показателей: операционные расходы (19,5 млрд руб.), капитальные расходы в части, относящейся к текущему году (средний срок амортизации пять лет – 15,7 млрд) и прямую себестоимость (174,7 млрд). Полученную цифру, 210 млрд руб., делим на количество проданных машин. Итог – 260 000 руб.

Неэффективность прямых расходов «АвтоВАЗа» – примерно 20%. От конечной стоимости необходимо отнять 17%, то есть автомобиль мог бы стоить 218 000 руб. Если уволить половину сотрудников завода (50 000 человек), автомобиль будет дешевле еще на 12 000 руб., на 4,6%. Другими словами, при тех же ценах на сырье и с тем же оборудованием «АвтоВАЗ» мог бы выпускать машины на 55 000 руб. дешевле.