• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каспийский плацдарм

Волга. 29 августа 2007

Государство должно расширять судостроительный плацдарм в Каспийском регионе, заявил в Астрахани на совещании по развитию регионального судостроения президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Государство должно расширять судостроительный плацдарм в Каспийском регионе, заявил в Астрахани на совещании по развитию регионального судостроения президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
По словам Шохина, „России необходим выход на каспийские судостроительные площадки. Но для этого необходимо обеспечить развитие судостроительной отрасли и ликвидировать ее технологическое отставание".
Губернатор Александр Жилкин, оценивая потенциал регионального судостроения, отметил, что отрасль сегодня динамично развивается, но для того, чтобы она могла достойно отвечать растущим аппетитам нефтяников и транспортников на суда и буровое оборудование для разработки Каспийского шельфа, ей необходима модернизация. А это дело дорогостоящее, и без государственной поддержки здесь не обойтись.
А. Шохин согласился, что действительно, для развития отрасли нужна государственная поддержка. Но в этой ситуации нельзя рассматривать государство только как „кошелек". Базовый принцип этой поддержки должен заключаться в распространении на судостроение уже существующих форм – это прежде всего кредитные, налоговые, таможенные механизмы и лизинг. Этот набор известен, и сейчас нужно только проанализировать эти схемы и возможность их применения в судостроении.
- Кроме того, если мы намерены развивать судостроение, то необходимо будет решать и другие задачи — развитие судоремонта, портовых инфраструктур, судоходных каналов и внутренних водных путей, то есть подходить к решению этого вопроса комплексно, — считает председатель РСПП.
Губернатор согласился, что в нынешних условиях для судостроительной отрасли гораздо важнее сформировать условия для размещения заказов на российских верфях, получения субсидированных кредитов и создания таких налоговых и таможенных схем, применение которых позволит нашим корабелам формировать новые компетенции в области строительства сложной морской техники. Это даст им возможность зарабатывать дополнительные средства и направлять их на свое развитие. Пока же, в том числе из-за несовершенства налогового и таможенного законодательства, мы вынуждены выполнять незначительные низкодоходные части контрактов, размещенные на наших предприятиях западными компаниями.

Для справки:

Согласно прогнозам, суммарный объем капиталовложений в проекты строительства на шельфе Каспия до 2024 года составит более $100 млрд. Компаниям, работающим на шельфе, в ближайшее время необходимо порядка 5—10 буровых установок для разведки месторождений. Емкость рынка технических средств для добычи нефти и газа в российском сегменте шельфа еще выше и составляет порядка 20—30 платформ. А потребности во вспомогательном и танкерном флоте эксперты оценивают в 30—100 единиц.
Астраханские корабелы готовы выполнить значительную часть этих заказов. По инициативе губернатора местные специалисты уже приступили к разработке предложений по созданию Каспийского судостроительного центра с участием частного капитала.
Первым шагом к созданию Каспийского судостроительного центра стало объединение трех крупнейших судостроительных заводов региона. АСПО может стать составной частью этого центра. Это стратегическое для всего Каспийского нефтяного бассейна решение. Есть вполне оправданная надежда, что объединению удастся выйти за пределы обслуживания нужд российского сегмента шельфа. Кроме России, на Каспии добывают нефть Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. С учетом быстрого развития добычи все они испытывают весьма ощутимую потребность в оборудовании.
По мнению А. Жилкина, „подобная консолидация усилий позволит увеличить объем производства более чем в десять раз, чтобы российские судостроители зарабатывали на каспийских нефтяных заказах до $150 млн. ежегодно".
В 2006 году предприятия судостроения выпустили продукции на 3,3 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2005-м. В следующем году они планируют довести объем выпускаемой продукции до 6 млрд. рублей. Таким образом, астраханское судостроение адекватно откликается на развитие нефтедобычи в регионе.