• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уравнение с неизвестными Кадры. Существующие методы оценки инвестиционных компаний позволяют перевести на язык цифр почти все, кроме самого главного – стоимости команды.

Финанс.. 2007. № 36. 24 сентября

"Каждая инвестиционная компания имеет свою специфику, – говорит заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики Николай Берзон. – Если бы мне надо было покупать компанию, то я бы посмотрел на структуру ее бизнеса, выяснил, сколько средств находится в доверительном управлении. Это очень важный показатель, так как эти средства приносят компании реальные деньги. Далее нужно оценить, сколько открыто клиентских счетов – это позволяет оценить стоимость брокерского подразделения. Ведь с каждого счета идет какая-то копеечка".

Оценивать бизнес можно по-разному в зависимости от стоимости материальных и нематериальных активов, прибыли компании, других финансовых показателей. Широко используется и рыночный метод, в соответствии с которым компания сравнивается с аналогичными, недавно проданными на рынке. Бизнес, в том числе и инвестиционный, можно также оценить затратным способом, то есть проанализировать расходы на его создание и поддержание на прибыльном уровне. Каждый из этих способов позволяет оценить инвестиционный бизнес по определенным критериям, но не дает картины в целом. Лишь комплексное исследование позволяет получить более-менее правдоподобную картину.

В оценке инвестиционной компании большое значение играет определение стоимости ее брэнда и интеллектуального капитала, то есть, другими словами, команды. Большинство оценщиков склоняются к тому, что этот параметр можно вычислить, если из рыночной стоимости компании вычесть ее балансовую стоимость. Разница между этими двумя величинами и будет составлять рыночную цену конкретного коллектива сотрудников.

Казалось бы, все просто. Однако, как показывает практика, определить цену команды профессионалов весьма затруднительно. Все зависит от конкретного бизнеса и группы, реализующей определенную стратегию в рамках отдельной компании.

"Каждая инвестиционная компания имеет свою специфику, – говорит заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики Николай Берзон. – Если бы мне надо было покупать компанию, то я бы посмотрел на структуру ее бизнеса, выяснил, сколько средств находится в доверительном управлении. Это очень важный показатель, так как эти средства приносят компании реальные деньги. Далее нужно оценить, сколько открыто клиентских счетов – это позволяет оценить стоимость брокерского подразделения. Ведь с каждого счета идет какая-то копеечка".

"Все считается через будущие денежные потоки – это классика оценки любого бизнеса. Неважно, сколько у тебя активов. Важно, какие денежные потоки они генерируют. Поэтому покупатель должен прогнозировать денежные потоки, которые должен принести интересующий его бизнес в течение, скажем, пяти лет. И эти денежные потоки через систему дисконтирования нужно привести к текущему моменту времени. Необходимо также понимать, что денежные потоки генерирует команда, которая этот бизнес строит", – говорит Николай Берзон. При этом представители науки не готовы описать методику, позволяющую однозначно вычислить стоимость команды в конкретном инвестиционном бизнесе. По мнению экономистов, с одной стороны, квалификационная стоимость команды профессионалов учтена в генерируемом этой командой денежном потоке, а с другой стороны, никто не в силах определить, какую долю от общей стоимости бизнеса может составлять человеческий ресурс.

Многие участники рынка говорят о том, что эффект команды следует учитывать при переходе менеджеров из одной компании в другую. Такое случается, если руководителю инвестиционного подразделения предлагают занять более высокую позицию, подразумевающую существенно больший компенсационный пакет. Руководитель, как правило, уходит не один, а вместе с ключевыми сотрудниками, которые, в свою очередь, переводят в новую компанию своих клиентов. В этом случае стоимость команды можно определить довольно легко – она равна величине убытков, понесенных компанией, из которой команда уволилась.

Какова роль команды в формировании стоимости компании?

Олег Сафонов, экс-президент РТС:

– Это самое сложное. Дело в том, что очень часто покупают именно команды. И стоимость бизнеса – это стоимость команды. В первую очередь это относится к инвестиционному бизнесу, стоимость которого – это, по сути, стоимость команды, наработанных ею связей, контактов и авторитета. Все остальное, а именно денежные ресурсы, – это вещь в настоящее время легко находимая. Проблем с деньгами нет. Есть проблемы с эффективными, знающими умелыми людьми.

Когда в публичной компании происходят кадровые изменения, то за этим обязательно следует корректировка стоимости компании. То есть в данном случае оценка стоимости кадров происходит почти автоматически. В непубличных же компаниях возможны некие персонифицированные субъективные оценки, которые, однако, не могут быть формализованы для других случаев. Здесь все очень индивидуально.

В любом случае имущество и те контракты, которые исполняются в настоящее время, – это история компании. Инвестор же покупает будущее, покупает перспективу. Он понимает, как эта команда работала до сего времени, он оценивает эти результаты как успешные. Поэтому, экстраполируя результаты на будущее, покупатель понимает, что, купив эту команду, он может заработать определенные деньги.

Кадры решают все в любом бизнесе. Поэтому вопрос команды – основной. Всегда и везде. В основе всего идея. А идею генерирует человек.

Алексей Тимофеев, председатель правления НАУФОР:

– Судьба команды в случае приобретения бизнеса всегда неясна. Поэтому бизнес нужно оценивать с учетом того, что команда уйдет. Мои слова не следует понимать так, что команда ничего не значит. Просто я не знаю, как оценить это в деньгах. Успех команды отражается в сделках, которые она совершила. А это является достоянием компании, в которой команда работает. То есть если вы покупаете компанию, то это компания, которая организовала определенные сделки.

Так или иначе инвестор, покупающий инвестиционный бизнес, должен учитывать, во сколько обойдется человеческий ресурс. Дело в том, что покупка-продажа компании в подавляющем большинстве случаев является поводом, чтобы команда попросила у нового собственника особых условий.

Представляя себя покупателем инвестиционной компании, я понимаю, что мне нужно будет многое предложить команде, чтобы она не ушла. Мне придется или заплатить или поделиться капиталом. Иначе я могу купить оболочку, но остаться без механизма. Стать владельцем красивого кузова от раритетного автомобиля, в котором нет ни двигателя, ни ходовой части. Он стоит, я на него любуюсь – и все! Поэтому если покупатель хочет ездить на приобретенной машине, то он должен это учитывать. При этом цена команды напрямую зависит от конкретного бизнеса. К сожалению, я не могу приводить конкретные примеры – с моей стороны это было бы некорректно.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМАНДЫ Возрождающий капитал

В 1995 году на свет появилась компания, ныне известная как инвестиционная группа "Ренессанс Капитал".

Ее создали выходцы из банка Credit Suisse First Boston Стивен Дженнингс и Борис Йордан, а также Леонид Рожецкин, Антон Кудряшов и Ричард Дитц. Кризис 1998 года негативно отразился на бизнесе компании, и сначала ее покинул Леонид Рожецкин, а в 1999 году ушел Борис Йордан.

Ключевую роль в компании стал играть Стивен Дженнингс, которому удалось не только ликвидировать последствия кризиса, но и вывести "Ренессанс Капитал" на лидирующие позиции на финансовых рынках России и стран СНГ.

"Ренессанс Капитал" стал первой российской инвестиционной группой – членом Лондонской фондовой биржи. Кроме того, компания первой из российских инвесторов получила лицензию категории "А" Британской комиссии по регулированию операций с ценными бумагами и фьючерсами. "Ренессанс Капитал" привлек для своих клиентов свыше $50 млрд, что пока является абсолютным рекордом для российских компаний.

Звезда "второго эшелона"

Летом 2003 года была основана компания "Антанта Капитал", учредителями которой стали Александр Гайдамак и Евгений Коган.

К тому времени конкуренция на рынке инвестиционных услуг была уже довольно сильной. Поэтому в плане стратегического развития было решено сделать ставку на акции "второго эшелона" – новая компания не хотела вступать в противоборство с игроками рынка "голубых фишек", а собиралась осваивать относительно свободную нишу. Для реализации этой цели Евгений Коган сформировал команду, которая эффективно работает с ним до сих пор.

В короткие сроки "Антанта Капитал" стала лидером на рынке акций компаний средней капитализации. Успешный старт позволил начать скупку других участников фондового рынка. Были куплены инвестиционная компания "Московский фондовый центр" и интернет-брокер NetTrader. В результате "Антанта Капитал" вышла на рынок розничных инвестиционных услуг и заняла там серьезные позиции – количество клиентов компании превышает 10 тыс. человек.

Последним шагом на пути развития бизнеса стала покупка управляющей компании "Пиоглобал Эссет Менеджмент". После этой покупки было принято решение в дальнейшем развивать бизнес под брендом "Антанта Пиоглобал".

КИТ из Петербурга

В 1992 году в Петербурге был зарегистрирован небольшой банк "Пальмира", который с огромным трудом пережил августовский кризис 1998 года и к осени 1999-го был вынужден приостановить большинство операций.

"Пальмира" не выполняла основные нормативы Центробанка и фактически находилась на грани полного краха.

Ситуация изменилась после назначения на пост председателя правления Александра Винокурова. Он привел в кризисный банк новую команду менеджеров, сумел договориться с акционерами и клиентами о реструктуризации бизнеса и к лету 2000 года добиться хоть небольшой, но прибыли – 8,5 млн рублей.

В 2001 году компания "Вэб-инвест. ру" приобрела крупный пакет "Пальмиры", и в ноябре того же года банк сменил название на "Вэб-инвест Банк". Группа быстро заняла лидирующие позиции в интернет-трейдинге, рынке облигаций.

Далее в составе группы появились подразделения, занимающиеся управлением активами, корпоративным финансированием, сделками слияний и поглощений. В 2005 году принято стратегическое решение об интеграции под брэндом "КИТ Финанс".